О выборах и роли левых сил
Олег Комолов
Завтра, 8 сентября, по всей России пройдут выборы депутатов, мэров, губернаторов. Во многих случаях в избирательных кампаниях принимают участие представители внесистемных левых организаций. Одним из таких левых активистов стал Денис Зоммер, член Межрегионального объединения коммунистов, кандидат в депутаты Совета депутатов поселения Сосенское в городе Москве. Мы задали ему несколько вопросов с просьбой поделиться впечатлениями о том, как проходят выборы в т.н. «новой Москве».
Комстол: С какой целью Вы принимаете участие в этих выборах?
Д. Зоммер: Как и в 2011 году я участвую в муниципальных выборах для того, чтобы понять, как последние годы меняется российская избирательная система, какое отражение в ней находит поднявшаяся с 2011 году волна гражданского протеста. Сейчас она постепенно идёт на убыль, протест так и не получил чёткой социальной, классовой окраски и остался на уровне требований сменить главного российского чиновника — В. Путина. Думаю, на состояние избирательного процесса не могли не оказать влияние и те политические репрессии, которые инициировала власть. Их кульминацией стало т.н. «болотное дело». На мой взгляд, это привело к определённой апатии в рядах социально и политически активной части нашего общества. Также мне было бы интересно узнать, как избиратель будет реагировать на кандидатов от недавно образованных партий. В этот раз я баллотируюсь по спискам партии «Коммунисты России», которая входит в Форум левых сил.
Комстол: Как проходит выборная кампания? Удалось ли почувствовать какую-то региональную специфику?
Д. Зоммер: Одно из ключевых отличий этой кампании от всех предыдущих заключается в том, что в этот раз на муниципальные выборы хлынул поток молодых политических активистов, в т.ч. и тех, кто к выборам в буржуазном обществе относится скептически (к таким отношусь и я). Это позволит молодым политикам набраться ценного политического опыта, закалиться в борьбе, попытаться прорваться через массу преград, выставленных властью.
Такой приток свежих молодых сил придал предвыборной гонке более привлекательный вид.
Комстол: Как ведут себя избирательные комиссии?
Д. Зоммер: На этих выборах полномочия избирательных комиссий всех муниципальных образований решением МГИК были преданы двум территориальным избирательным комиссиям. Возможно, по причине перегруженности члены комиссии отстраняются от кандидата, не указывают на те или иные ошибки во время подачи документов, а отмечают их уже тогда, когда принимают решение о снятии его с выборов.
Комстол: Какова Ваша позиция относительно выборов мэра Москвы?
Д. Зоммер: Выборы мэра характеризуются в первую очередь тем, что не имеют ничего общего с выбором. Собянину понадобилась срочная легитимация на своём посту, и здесь, я уверен, большую роль сыграла возросшая волна общегражданского протеста. Дополнительную социальную напряжённость в Москве создали ряд непопулярных решений, главное из которых – расширение Москвы. Многими оно было совершенно справедливо воспринято, в качестве попытки переселить коренных москвичей из центра за МКАД.
Я также полагаю, что власть на этих выборах проверяет себя на прочность. Для этого Единая Россия активно поспособствовала регистрации в качестве кандидатов многих т.н. оппозиционеров, в т.ч. и А.Навального, имеющего в «активе» реальный уголовный срок. Наиболее ярко это проявилось на стадии прохождения муниципального фильтра, когда десятки депутатов-единороссов ставили свои подписи за представителей других партий.
Комстол: Какова, на Ваш взгляд, должна действовать левые силы в этих условиях?
Д. Зоммер: Для левых и, прежде всего, коммунистических сил ситуация сложилась крайне непростая. Мы знаем, что кроме КПРФ в России существуют другие, реально работающие, активные, боевые партии, такие как РОТ ФРОНТ и Коммунисты России. Однако они пока ещё слишком молоды и широкие слои избирателей о них не знают. В этих условиях большинство нашего населения будет ассоциировать все, условно, «красные» силы с кандидатом от КПРФ И. Мельниковым, пусть даже он на деле не имеет никакого отношения к реальной борьбе за права трудящихся. Агитационную кампанию Мельников провёл крайне слабо, уступив её тому же Навальному, который наводнил город своей агитационной продукцией.
Кроме поддержки Мельникова существует ещё такие варианты, как порча бюллетеня или активный бойкот выборов. Последнее имело бы большой эффект, если бы левые силы смогли провести активную, массовую агитационно-пропагандистскую кампанию по бойкоту. Сделать этого за последние месяцы не удалось.