Другие новости

Рекорды безработицы

8 сентября 2019 00:08
Олег Комолов


Безработица в России обновила исторический рекорд и достигла самого низкого значения за всю постсоветскую эпоху. С такими заголовками в июле вышли все крупные СМИ. Ссылаясь на данные Росстата, они указали, что показатель безработицы упал до 4,4 процента от численности всего трудоспособного населения страны.

Это бесспорно можно назвать великой победой российского капитализма, если не принимать во внимание тот факт, что в Советском Союзе безработица отсутствовала как социальное явление. Последняя биржа труда была закрыта в Москве в 1930 году, и с тех пор право на труд было гарантировано каждому советскому гражданину.

 

И всё же такие оптимистичные заявление Росстата звучат сомнительно. Существенное снижение безработицы в условиях вялого экономического роста – вещь, противоречащая макроэкономическим закономерностям. Однако я бы не спешил обвинять Росстат в умышленных махинациях. Как минимум, на этот показатель влияет динамика численности населения. И коль скоро нас с каждым годом становится всё меньше, то и разрыв между предложением и спросом на рабочую силу также сокращается.

Кроме того, определить реальные показатели безработицы весьма затруднительно. Особенно в России, где по некоторым нормам трудового законодательства, сохранившихся ещё с советских времён, уволить сотрудника является не самой простой задачей для работодателя. По этой причине в условиях кризиса россиян скорее не увольняют, а снижают им зарплату, переводят на более низкие должности или неполный рабочий день. Этим объясняется падение реальных располагаемых доходов населения, которое продолжается в России уже шестой год подряд.

Ещё одна причина несостыковок – высокий уровень так называемой скрытой безработицы. По некоторым данным, неофициально на основной работе трудятся 13,5% человек. А всего в «теневой» рынок труда вовлечено 40 процентов трудоспособного населения – 33 млн человек.

Кроме того, очень малое количество людей потерявших работу, регистрируется в службах занятости – менее 1% трудоспособного населения в 2018 году. Причин тому много – бюрократическая волокита, плохой подбор вакансий, общественное осуждение безработных, которых в условиях уже капиталистической России часто продолжают считать тунеядцами. Однако главная причина — крайне низкие пособия по безработице, размер которых настолько мал, что сильно недотягивает даже до уровня прожиточного минимума. Например, в 2018 г. его размер варьировался от 850 до 4900 рублей.

Но российское правительство ведь не зря есть свой хлеб. С первого января 2019 года, в первые за 10 лет, волевым решением оно повысило размер выплат почти вдвое. Теперь безработный россиянин может получить от государства от 1500 до 8000 тысяч рублей в месяц. Гражданам предпенсионного возраста пособие было увеличено до размера МРОТ в 11 280 рублей. Что называется, ни в чём себе не отказывай.

Правда, есть одна проблема: продолжительность выплат была одновременно снижена в два раза: в среднем с 6 до 3 месяцев. Так что в сухом остатке ничего не изменилось: активность государственного регулирования рынка труда в России остаётся одной из самых низких в мире.

Этому вопросу посвящён аналитический доклад, который мы с коллегами по экспертному центру Конфедерации труда России, опубликовали в июле итого года. По данным исследования, пособие по безработице в России замещает лишь 19% средней зарплаты. В развитых странах коэффициент замещения находится на значительно более высоком уровне. Например, в Израиле он равен 90%, а в среднем по странам ОЭСР составляет 55%.

Но это усреднённые значения. В европейских странах безработные могут также рассчитывать на дополнительные льготы от государства (например, субсидии на аренду жилья), а размер самого пособия сильно варьируется в зависимости от социального статуса гражданина. Например, в Великобритании для человека без детей и семьи, с зарплатой на последнем месте работы больше 150% от средней по экономике, коэффициент замещения составит всего лишь 10%. Наличие двух детей и неработающего супруга, а также потребность в съёмном жилье при зарплате меньше 67% от средней, позволяет безработному рассчитывать уже на компенсацию 78% потерянного дохода.

Максимального значения коэффициент замещения достигает в Дании. Там безработный семейный человек с двумя детьми и низкой зарплатой (менее 67% от средней) может рассчитывать на компенсацию в 127 процентов от потерянного заработка.

Положительность выплат пособий в западных странах приблизительно одинакова: в среднем 6 месяцев после потери работы за исключением периодов экономической рецессии, когда этот срок может продлеваться вплоть до нескольких лет. Не удивительно, что и объем расходов на поддержку безработных в этих странах достаточно высок: в среднем до 1% ВВП. В России этот показатель где-то в 30 раз ниже: всего три сотых процента валовой добавленной стоимости.

Так может быть, в низких пособиях нет ничего плохого? Среди носителей правых убеждений популярна мыль о том, что поддержка безработных — это насильственное вмешательство государства в рыночную экономику, которая выбрасывает на биржу труда только неэффективных работников. А пособия сковывают действие невидимой руки рынка и плодят лентяев, не желающих трудиться во благо его величества работодателя.

Но результаты научных исследований говорят об обратном. Инструменты активной политики государства на рынке труда играют важную стимулирующую роль для экономики, способствуя ускорению экономического роста. Для описания этого явления в экономической теории существует модель – кривая Бевериджа, названная по фамилии её автора, левого английского экономиста середины 20 века.

Кривая является совокупностью точек, отражающих реальные статистические данные численности безработных (горизонтальная ось) и количества  рабочих мест в экономике (вертикальная ось) в разные месяцы и годы. Понятно, что эти показатели всегда будут находится в обратной зависимости друг от друга.

После повышения пособий по безработице, кривая сдвигается вправо вверх (так, например, произошло в американской экономике в годы мирового кризиса.) В результате мы получаем два эффекта. С одной стороны, количество безработных при том же количестве вакансий действительно увеличивается. Так происходит потому, что многие люди предпочитают пособия низкой зарплате, которую они получают за тяжёлый, вредный для здоровья и не приносящий удовольствия труд. С другой стороны, повышается так называемая плотность рынка труда. Т.е. на прежнее количество безработных приходится больше вакансий.

Это означает, что имея достойное пособие по безработице человек не стремится принять первое же предложение о трудоустройстве, а получает возможность выбора. В результате между фирмами возникает конкуренция за рабочую силу. С рынка исчезают, низкопроизводительные, низкооплачиваемые и опасные для здоровья рабочие места. Кроме того, такая ситуация стимулирует компании инвестировать в новые технологии для того, чтобы замещать ручной труд машинным в тех сферах деятельности, где они не сумели найти достаточное количество работников.

Эмпирические исследования показывают что в американской экономике штаты, предлагавшие безработным гражданам более благоприятные условия социальной поддержки, понесли меньший ущерб от макроэкономических шоков 2008 — 2009 годов.

В силу действия так называемого мультипликационного эффекта повышение государственных расходов на выплату пособий на 1 доллар привело к росту экономической активности на 1 доллар и 10 центов. В условиях кризиса эффект усиливается, потому что по мере снижения располагаемого дохода его доля, направляемая на сбережения, падает. Безработный человек склонен тратить на текущее потребление большую часть полученных от государства денег, не откладывая их на чёрный день, и этим стимулирует экономику через увеличение спроса на товары и услуги.

В нашей стране пособия по безработице неприлично низки. Но какой размер выплат был бы более оптимальным? Чтобы пособия выполняли свою социальную функцию, было бы достаточно расширить их максимальные пределы с нынешних 8000 рублей до двух минимальных размеров оплаты труда. И ввести минимальный размер пособия на уровне прожиточного минимума. Если у безработного есть дети, за каждого ребенка выплату нужно увеличивать на 1 МРОТ. Пособие должно выплачиваться не меньше 6 месяцев, поскольку именно такой срок чаще всего требуется человеку для поиска работы.

В 2019 году минимальный размер оплаты труда составляет 11 280 рублей и приравнивается к величине прожиточного минимума, то есть максимальный размер пособия должен равняться 22 560 рублей. Двойной МРОТ составляет три четверти медианной зарплаты, которая в 2019 году составляет 30 700 рублей и половину средней заработной платы. Размер пособия меньший, чем медианная и средняя заработная зарплата плата сохраняет стимул к поиску работы.

При увеличении размера пособия, конечно, увеличится число желающих его получать. Точно определить это значение невозможно, поскольку оно зависит от множества факторов — в первую очередь от роста ВВП и фазы экономического цикла. Однако можно предположить, что при установлении коэффициента замещения на уровне в 60%, отказаться от работы ради получения пособий захотят те, кто имеет зарплату ниже 18800 рублей. Такие граждане будут получать пособие в размере одного МРОТ. Поскольку 1 МРОТ предлагается установить в качестве нижнего порога пособия, коэффициент замещения будет автоматически подниматься для трудящихся с низкими зарплатами. Например, при зарплате в 15000 рублей  (столько в Москве получает младший научный сотрудник Российской академии наук), пособие заместит ее на 75%. Всё это сделает вариант получения пособия более привлекательным в сравнении с работой на низкооплачиваемой должности.

По данным Росстата, в 2019 году россиян, имеющих зарплату менее 18 800 рублей насчитывается около 15 миллионов человек. И если по самому негативному сценарию все они обратятся за пособиями, то бюджету потребуется 1 триллион рублей для обеспечения выплат. Эта сумма составляет 1% прогнозного ВВП России в 2019 году и в целом соответствует показателям развитых стран. Для сравнения, в 2019 году одних только налоговых льгот нефтегазовым компаниям государство выделило на 1,2 трлн рублей.

Вывод. Увеличение пособий по безработице в России станет серьезным стимулом для роста производительности труда и существенно снизит уровень бедности и неравенства, поскольку работодатели вынуждены будут повысить заработные платы самым низкооплачиваемым работникам. Одновременно, возросшая конкуренция заставит покупателей рабочей силы стимулировать научно-технический прогресс. Денег в бюджете для проведения подобной реформы достаточно уже сейчас, и единственная преграда заключается в том, чтобы принудить к этой реформе правящий класс.

 

 

Комментирование закрыто
Читайте также

Откуда берутся бедные и богатые?

Почему одни страны богатые, а другие бедные? Этот совсем не праздный вопрос занимает умы представителей разных школ экономической науки.

Сингапур. Каша из топора

Миф о 70% государства в экономике

Российские олигархи не платят налоги

Почему Россия — кормовая база США и Европы?

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU