Почему многополярность лучше?
Алеся Ясногорцева
Недавно Австралийский институт стратегической политики опубликовал данные, согласно которым Китай лидирует в 37 направлениях научных исследований из 44, опережая США. Аналитики этого института в течение года изучали, по публикациям о высокоэффективных направлениях исследований в ведущих научных журналах, успехи разных стран в реализации научных проектов. И выяснили, что Китай в ряде отраслей смог не только обогнать США и другие западные страны, но и фактически установить монополию на развитие современных технологий
Среди направлений, в которых Китай оказался наиболее успешен, – создание аккумуляторных батарей, гиперзвуковые технологии, передовые радиочастотные коммуникации (5G и 6G). Выяснилось, что США сохраняют лидерство лишь в семи сферах научных изысканий – в том числе в создании вакцин, разработке квантовых компьютеров и запуске космических аппаратов.
Китайская академия наук занимает первое или второе место по количеству важных научных публикаций в подавляющем большинстве сфер исследования. В восьми отраслях КНР близка к монополии на развитие высоких технологий (включая нанотехнологии, использование водорода и аммиака в энергетике, а также синтетическую биологию). Кроме того, за последние пять лет именно китайские учёные выпустили более 48% публикаций по вопросам конструирования высокотехнологичных авиационных двигателей, в том числе гиперзвуковых.
Успехи Китая должны радовать всех представителей левых сил. Нет, не потому, что это социалистическая страна – от социализма там осталась лишь госсимволика и название правящей партии. Просто эта страна сейчас единственная, способная бросить вызов гегемонизму США
В самом деле, до 2013 года создавалась целая цепочка из трёх равных «полюсов» — США, объединённая Европа в связке с Россией, Китай. Эти полюса при дальнейшем развитии должны были противостоять друг другу.
Но в 14 году США, осуществив государственный переворот на Украине, вбили клин между Европой и Россией, используя коммерческие противоречия между ними. На Украине они привели к власти своих ставленников с откровенно фашистскими взглядами, через которых смогли развязать войну. На фоне её американская власть смогла усилить те кланы в Европе, которые смотрели на американскую буржуазию не как на конкурентов, а как на партнёров. Есть даже мнение, что российские власти действуют по указке США, чтобы ослабить и свою страну, и Европу. Но оно вряд ли верно, потому что в таком случае США поддерживали бы не Европу, а Россию, как более слабую, чтобы затянуть конфликт. И никакие «общезападные либеральные ценности» не помешали бы. Военные коалиции строятся не на основе идеологических ценностей, а на основе материальных интересов. Интересов не всего государства – общегосударственных интересов нет, и быть в условиях капитализма не может! – а группировки правящего класса, оказавшейся волей рыночной стихии самой сильной.
В итоге Европа оказалась вся в подчинении у США, а Россия, готовившаяся стать сырьевым придатком объединённой Европы – в изоляции. Если случится чудо, и Россия победит – то это усилит позиции европейских националистов, заинтересованных в союзе с Россией. Тогда Европа действительно станет одним из центров многополярного мира. Но чудеса происходят крайне редко, а в политике и это и вовсе единичные случаи. Так что вся надежда – на Китай. И он её оправдывает. А там дальше, может быть, и Индия подоспеет…
Чем же многополярность лучше? Нет, не тем, что поддерживается разнообразие культур. В основном всё разнообразие культур сводится к двум культурам – культуре, выражающей интересы угнетателей, работающей на эксплуататоров, оправдывающей эксплуатацию – и культуре, работающей на угнетённых, эксплуатируемых, на их развитие и просвещение. И не тем, что усиливается конкуренция и не допускается застой. Основной стимулятор общественного развития в современном мире – не конкурентная борьба (в том числе и между государствами) – она, скорее, тормоз – а классовая.
А вот классовую борьбу пролетариям легче вести в условиях многополярного мира, чем в условиях однополярного. Потому что в условиях однополярного мира у буржуазии руки совсем уж развязаны: все свои ресурсы – и экономические, и силовые, и медийные – она направляет против пролетариев. А в условиях мира многополярного часть этих ресурсов всё-таки, идёт на борьбу буржуа между собой. И чем острее коммерческие конфликты между буржуа – тем лучше для пролетариев.