Московское такси. Вчера, сегодня, завтра. Ч.2
Татьяна Васильева
Часть первая здесь
Наступил чёрный год в истории московского такси — 1991. Установление нового экономического порядка потребовало приватизации всего.
Руководству «Мосавтолегтранса» в приказном порядке было предписано обеспечить подачу заявок на приватизацию всеми автопредприятиями без исключения. Никакие доводы и аргументы против приватизации отрасли, доходность и рентабельность которой были неоспоримы, руководством города не воспринимались.
27 января 1992 года вице-мэр города Лужков Ю.М. подписал распоряжение № 33-РВМ «О приватизации предприятий таксомоторного транспорта г.Москвы», явившееся не подлежащим обжалованию «смертным приговором» для отрасли.
С тех пор начал формироваться таксомоторный бизнес столицы, который прошёл этапы от полного бесконтрольного засилья «бомбил» до попыток некоторого упорядочивания бизнеса. Порядок получения разрешения сначала ужесточался, затем ослаблялся. Последние изменения в закон о такси позволяют практически любому, имеющему 3-летний водительский стаж, заняться извозом. Не существует никаких особых требований и к транспортным средствам. Современный таксист фактически ничем не отличается от водителя-автолюбителя, который на самом деле может оказаться и «чайником».
Вместе с тем профессия таксиста продолжает оставаться связанной с повышенной опасностью, и выполнение профессиональных задач в таком загруженном городе, как Москва, только усложняется.
С виду огромное количество такси и таксистов, принадлежащих различным фирмам или работающих как ИП, решило проблему обеспеченности города этим видом транспорта. Но самые главные составляющие – безопасность перевозок, условия труда водителей, гарантия их прав и прав пассажиров остаются вне какого-то контроля, и в решении этих проблем нет никакой положительной перспективы.
Никто на самом деле не занимается этими вопросами, решить которые невозможно лишь принятием неких законов. А такие шаги, как выделение миллионов рублей на исследование проблемы, по сути, непрофильным вузам (задача исследования проблем таксомоторных услуг, включая профессиональную подготовку водителей, поручена кафедре рекламы, дизайна и общественных связей ФГБОУ ВПО «РЭУ им. В.Г. Плеханова») вызывает, по меньшей мере, недоумение профессионального сообщества таксистов. Об этом недавно было заявлено в Открытом письме, направленном заместителю мэра Москвы М.С.Ликсутову представителями общественного движения «Форум такси».
Профсоюз «Таксист» также отмечает нерешаемые проблемы этого вида общественного транспорта. На апрельском заседании Общественной палаты РФ был представлен профсоюзный доклад, посвящённый острейшей проблеме – безопасности при перевозке пассажиров.
Прежде всего отмечалось, что, несмотря на очевидный рост аварийности таксомоторных перевозок, никто специальной статистики не ведёт, определить тенденцию и влияющие на неё факторы в таком случае невозможно. Возможно лишь пользоваться оценочными сведениями, которые могут только обозначить проблему. А это около 6000 ДТП с участием водителей такси за год в России, около 7000 раненых, более 700 погибших. А также 240 убийств пассажиров, 359 изнасилований и около 3000 грабежей пассажиров.
Совсем не удивительно, что те, кто непосредственно связан с этой работой, обращают особое внимание именно на личность водителя – то самое главное звено, которое в этом бизнесе становится последним по значимости.
Эксперты утверждают, что восемь категорий лиц, управляющих таксомотором, представляют опасность для пассажиров: лица, не имеющие устойчивых навыков управления автомобилем, алкоголики, так называемые подработчики , т.е. имеющие постоянную работу, но считающие необходимым и возможным подрабатывать в такси, лица, имеющие криминальное прошлое, арендаторы, мигранты, наркоманы и лица с неустойчивой психикой. Из этих восьми категорий водителей наиболее общественно опасными являются арендаторы, поскольку именно среди них чаще встречаются остальные семь типов водителей с недопустимыми факторами риска для пассажирских перевозок.
Тем временем, аренда такси является самым простым способом включиться в этот бизнес. Интернет забит рекламными предложениями арендовать автомобиль для такси за 1300-2000 рублей в сутки. Включено всё: от оформления лицензии до подключения к «Яндекс-такси». А это ни много ни мало от 40 до 60 тысяч рублей в месяц. Сколько нужно работать и зарабатывать водителю такси, чтобы иметь обещанные заработки, которые в рекламных объявлениях доходят до 70-90 тысяч? К информации, широко разрекламированное «Новое жёлтое такси», а также популярное Nexi набирают водителей на условиях аренды.
Таксисты на интернет-форумах делятся рассказами о том, насколько непрозрачна система обеспечения заказами через диспетчерские службы, службы заказа такси, приложения к телефонным гаджетам и т.п. 95% перевозок осуществляется путём их заказа через мобильные средства связи с участием телефонных посредников – такова структура сферы сегодня. Однако деятельность этих служб не описана в законодательстве, и ими могут пользоваться как легальные таксисты, так и «бомбилы». Контролировать это государство не в состоянии, оно лишь может признать, что вся система похожа на организованную преступную деятельность.
Не надо быть безответственным непрофессионалом, чтобы подвергать и свою жизнь, и жизнь окружающих людей смертельной опасности. Условия труда большинства таксистов таковы, что риск заснуть за рулём, не заметить опасной дорожной ситуации, возрастает многократно. Кто сам за рулём не мог не обратить внимания, что таксисты вторые после безбашенных лихачей среди нарушителей ПДД. И за это их трудно обвинять – никто не только не следит за качеством их работы, но и не заботится об их физическом и психологическом состоянии – они работодателям не нужны, нужна лишь прибыль с их работы.
Не многим везёт устроиться в элитные таксомоторные компании с гарантированным, высоким заработком и приличными условиями труда – таких предложений на рынке труда единицы. Подавляющее большинство зарабатывают минимум, а привлекательность этой сферы связана с наличием постоянного спроса на услугу.
Существуют исследования, которые наглядно свидетельствуют о том, что более высокие доходы водителей такси (а они напрямую зависит от стоимости поездки) соответствуют более низкому уровню аварийности. У такси среднего класса показатель ДТП – 2,2, у такси эконом-класса – 4,3.
В общем, это можно было бы предположить и без исследования. Главное – эти факторы, если и принимаются во внимание в существующей системе таксомоторных услуг, то в последнюю очередь. Без эконом-класса не обойтись, и это значит, что свобода клиента в мире конкуренции заключается лишь в свободе выбрать более высокий или более низкий уровень опасности и при этом не забывать, что такси всех классов ездят по одним дорогам, поэтому реальной, а не рекламной гарантии не может дать никто.
Представить себе всех таксистов профессионалами с высокими заработками просто невозможно, потому что это противоречит всей этой экономической системе. Так что такие варианты сегодня никто даже не рассматривает.
Можно добиваться некоторого улучшения качества обслуживания, снижения аварийности, улучшения условий труда водителей, повышение их заработков. Всё это насущные проблемы тех, кто занят в этом бизнесе. Но поскольку планомерного, продуманного и так же профессионального подхода к решению этих вопросов нет и быть не может, сами таксисты, что называется «снизу», пытаются как-то повлиять на ситуацию. Они обращаются с открытыми письмами к чиновникам, профсоюзы выдвигают свои предложения, озвучивают цифры, примеры и прочее. Результаты и даже просто реакция почти всегда нулевые. Люди недоумевают, но понять часто не могут, что регулирование отрасли так, чтобы в выигрыше остались все, в этих условиях просто невозможны. Власть не только не хочет существенно менять складывающуюся на этом рынке ситуацию, но и не может. И в этом смысле было бы ошибкой ориентироваться на власть прошлую и прошлое состояние отрасли.
Таковы кардинальные отличия подходов к организации одного из направлений сферы услуг. Совершенно разные подходы и соответственно совершенно разные результаты и разные проблемы.
Надеяться сегодня на иной подход не стоит, а вот действовать в соответствии с подходом нынешним можно было бы. Отстаивание своих экономических прав – единственно возможный сегодня легальный путь участия основной массы работников этой сферы в её улучшении. Однако солидарно заявить о своих правах таксистам трудно. В силу особенностей своей профессии они работают главным образом индивидуально, всё растущий сектор аренды такси также не способствует объединению – скорее, наоборот: каждый отвечает за себя и надеется только на себя. В результате заявления профсоюзов, инициативы общественных движений плохо слышны.
Тем не менее, в феврале этого года таксисты Москвы и всей России сделали первую крупную попытку ответить забастовкой на те грабительские условия, которые были созданы агрегаторами заказов «Яндекс-такси» и «Get.taxi».
В Москве, по заявлению профсоюзного активиста Олега Амосова, в забастовке участвовало до 8 тысяч водителей. Власть через свои СМИ, как водится, заявила, что забастовка провалилась, не найдя поддержки у большинства водителей. Но для работников этого, далеко ещё не устоявшегося бизнеса, февральская акция была важным шагом.
Советское такси конечно можно и нужно помнить, как пример и доказательство того, что альтернатива дикому рынку и в сфере услуг есть. Но сегодня можно и нужно грамотно и без излишних иллюзий вести борьбу, сознательно включаться в неё, не рассчитывая на голословные общения властей и не надеясь на «профессиональных менеджеров». Следует помнить, что основная их профессия – получить максимальную прибыль с тех, кто трудится, абсолютно любыми доступными для них путями и способами.