А. Этманов: «Не надо плакать — организуйтесь!»
Олег Комолов
В условиях тотального равнодушия, апатии и индивидуализма находятся люди не лишённые чувства собственного достоинства, сумевшие посмотреть дальше своего носа, подняться на более высокую ступень понимая окружающей действительности, встать на путь борьбы за свои права и поднять на неё своих товарищей. Мы хотим познакомить наших читателей с Алексеем Этмановым, одним из лидеров независимого профсоюзного движения России, Почётным секретарём партии РОТ ФРОНТ, депутатом Заксобрания Ленинградской области.
А. Этманов: Я родился в Душанбе, когда этот город был еще столицей советского Таджикистана и частью нашей общей Родины. После школы переехал в Ленинград учиться в мореходном училище. Отслужил в армии, в том числе – в Нагорном Карабахе, где в тот момент шла война между армянами и азербайджанцами. В 90-е сменил несколько рабочих специальностей, а в 2003 году пошел работать на всеволожский завод «Форд» сварщиком.
С 2005 по 2011 году возглавлял профсоюз на этом заводе. В 2006 году был создан Межрегиональный профсоюз работников автопромышленности (МПРА), и я стал его председателем вместе с Петром Золотаревым из Тольятти. В 2011 году я ушел с завода и с поста председателя фордовской первички, чтобы сосредоточиться полностью на МПРА. В том же году меня избрали депутатом Законодательного собрания Ленинградской области. Сейчас я совмещают работу в МПРА и в региональном парламенте.
— Когда Вы пришли к мысли о важности коллективной, организованной борьбы трудящихся за свои права? В каких условиях начали профсоюзную работу?
А. Этманов: В принципе, у меня всегда была активная жизненная позиция. А на заводе «Форд» подобрался коллектив, который уважает себя, знает себе цену. Непосредственным толчком к началу борьбы стала моя поездка в Бразилию на международную встречу профсоюзных активистов с автозаводом всего мира. Там мне объяснили, зачем нужен настоящий профсоюз.
Почему американские рабочие на «Форде» получают в несколько раз больше русских? Потому что там несколько поколений боролись за свои права, за достойную зарплату. Профсоюз – это реальный инструмент, который позволяет рабочим улучшить свою жизнь, а не ведомство, которое раздает конфеты по праздникам. Наш профсоюз принципиально не занимается подарками, путевками и так далее. Мы хотим помочь рабочему добиться нормальной зарплаты, которая позволит ему самому купить все, что он хочет.
В 2005 году наш профсоюз начал борьбу за коллективный договор, провел свою первую забастовку. До этого организация была достаточно слабой, но нам довольно быстро удалось существенно увеличить численность. Это позволило разговаривать с работодателем на равных. Никакой помощи от ФНПР (официального, подконтрольного властям профсоюзного объединения), в которой тогда состоял наш профсоюз, не было. Поэтому в 2006 году мы приняли решение создавать свою собственную, действительно независимую межрегиональную организацию вместе с тольяттинским профсоюзом «Единство».
— Каких успехов удалось добиться МПРА? Какие трудности он испытывает в своей работе? Каковы перспективы?
А. Этманов: С 2006 года МПРА добился многого. Мы стали одним из сильнейших российских профсоюзов. Теперь наши ячейки есть в нескольких регионах: в Петербурге, в Ленинградской области, в Тольятти, в Калуге, даже в Москве. На всеволожском «Форде» заключён один из лучших коллективных договоров, который защищает права рабочих, обеспечивает рост зарплаты, опережающий инфляцию. Успешно действуют профсоюзы на калужских заводах «Фольксваген» и «Бентелер». Совсем недавно на всю страну прогремела забастовка петербургского завода «Антолин».
В конце 2013 года съезд МПРА принял важное решение. Теперь мы профсоюз не только для рабочих автомобилестроения, а для всех трудящихся. Мы открыты для любого рабочего вне зависимости от его профессии. МПРА сейчас расшифровывается как Межрегиональный профсоюз «Рабочая ассоциация». К нам уже обращаются трудовые коллективы из разных городов России, где люди готовы организовываться и присоединяться к нам. Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом. МПРА, безусловно, будет расти и развиваться.
Трудностей тоже хватает. Самая большая проблема – это апатия нашего народа. Не все еще привыкли отстаивать свои права, бороться сообща. Многие боятся гнева начальников. На меня были покушения, нападали, убить не пытались, но хотели покалечить, запугать. Ничего не получилось. Бояться не надо. Если будут боевые профсоюзы, то капиталисты сами поймут, что такие методы на нас не подействуют. Многие не верят, что можно чего-то добиться. Конечно, если человек всю жизнь видит только нищету и беззаконие, то у него руки опускаются. Это все надо преодолевать. Наш профсоюз показывает, что все возможно.
Не бояться, не продаваться, объединяться и совместными усилиями отстаивать свои интересы – вот принципы нашей работы. Девиз нашего профсоюза — слова героя рабочего движения Джо Хилла, казненного в США в начале XX века. В своем последнем письме он написал: «Не надо плакать — организуйтесь!».
— В чём Вы видите задачи профсоюзного движения в России сегодня?
А. Этманов: Главная задача профсоюзного движения сейчас – это по-настоящему встать на ноги. Пока у нас нет действительно сильного движения. Есть отдельные профсоюзы, которым очень тяжело выступать против целой капиталистической системы. Все законы на стороны работодателя, власть на стороне работодателя. Полиция приезжает на заводы, чтобы подавлять забастовки. Надо менять всю эту систему, менять законы. Это, прежде всего, политическая задача.
Кто из политиков может поддержать профсоюзы? Только левые, коммунисты, анархисты. Я сам долго был аполитичным человеком, но практика заставила меня принять левые взгляды. Это исторически взгляды рабочих.
Я являюсь Почетным председателем партии РОТ ФРОНТ. Эта партия оказывает ежедневную помощь трудящимся.