В.Д. Улас о реформировании налоговой системы
Олег Комолов
Продолжаем публикацию ответов экспертов сайта «Коммунисты Столицы» на вопросы пользователей форума.
А.Линкс: В.Уласу. Есть ли, и, если есть, то какая перспектива у проекта закона о налогообложении, внесённого В.Уласом?
В.Д. Улас: Речь, напомню, идёт о внесённом мною законопроекте, который предполагает введение прогрессивной шкалы налогообложения и налоговые вычеты для социально незащищённых категорий граждан.
Чтобы ответить на вопрос, каковы ближайшие перспективы этого законопроекта, необходимо спросить себя: чьи интересы задевает эта законодательная инициатива, и чьи интересы защищает нынешняя власть?
Когда речь заходит об источнике средств, необходимых для модернизации экономики, повышения стипендий и пенсий, зарплат бюджетникам и детских пособий, вспоминаются слова Путина: «Весь мир нам завидует». Так он охарактеризовал российскую налоговую систему с плоской шкалой налогообложения.
Внедрение плоской шкалы в 2001 году объяснялось тем, что она позволит вывести «из тени» зарплаты, упростит систему сбора налогов и повысит инвестиционную привлекательность России.
По первому пункту существенных перемен не произошло. По этому вопросу существует соответствующее заключение Счётной палаты.
Судя по огромному оттоку капитала из России, уровень инвестиционной привлекательности нашей страны также далёк от идеала.
Осуществлять сбор налогов стало действительно проще. Но разве для удобства налоговиков должны приниматься те или иные законы, тем более такие важные?
Плоская ставка налога порождает социальное неравенство. На сегодняшний день только по официальным данным разрыв между наиболее богатыми и самыми бедными слоями населения составляет около 16раз. В Москве – 40 раз.
Такая налоговая система, помимо социального, имеет глубоко негативный экономический эффект. Он не способствует экономическому развитию страны.
На настоящий момент в России доля НДФЛ составляет около 4% ВВП. Для сравнения, в США – 12%. В странах Европы – от 8% до 10%. Для того, чтобы государство могло выполнять свои бюджетные обязательства, оно вынуждено компенсировать недостаточный доход от сбора НДФЛ за счёт повышения других налогов: в основном налога на прибыль и налога на добавленную стоимость. В итоге предприятие лишается средств, необходимых ему для модернизации и развития.
В лидирующих мировых экономиках применяется именно прогрессивная налоговая ставка. В период кризиса ставка налогообложения для сверхбогатых повысилась во многих странах. В США – с 30% до 42%, в Великобритании – повысили до 50%, во Франции Олланд установил 75%. Германия также хочет повысить этот показатель с нынешних 55% до уровня Франции.
Показателен пример Китая. Население страны – в 10 раз больше, чем в России. Однако это не мешает китайским налоговикам успешно взимать налоги по девятиступенчатой шкале.
Единственная возможность введения такой налоговой системы у нас связана лишь с потрясениями на мировом рынке энергоресурсов. В таком случае власть вынуждена будет потрясти отечественных миллиардеров.