Раскол в движении Кургиняна. Часть 1
Олег Комолов
Насколько дней назад на страницах сайта «Коммунисты Столицы» было размещено «Заявление о предательстве Кургиняна», составленное группой активных участников движения «Суть времени». Факт появления такого документа свидетельствует о расколе в организации, руководимой известным политологом. За разъяснениями мы обратились к одному из непосредственных участников этих событий.
Комстол: Кто Вы и какую роль играли в движении “Суть Времени” прежде чем выйти из него?
И. Молчанов: Меня зовут Илья Молчанов. Я участник движения «Суть Времени» с момента его создания. Выступал в роли координатора, был членом Московского совета движения, после преобразования Координационного совета в Совет координаторов был диспетчером по работе с региональными ячейками.
Прежде чем отвечать на другие вопросы предлагаю Вам ссылку с обновленной информацией на нашем сайте по состоянию на 20-02-2012.
Комстол: В чём, в двух словах, заключается произошедший конфликт?
И. Молчанов: Ключ конфликта в оценке реального, а не провозглашаемого на словах, отношения Кургиняна к правящему режиму. Путинг 4 февраля на Поклонной стал главным разоблачением. После бурных обсуждений мы пришли к выводу что действия Кургиняна не являются заблуждением или ошибкой. А являются явной работой на правящий преступный режим. Конечно, это была расценено как предательство и мы решили не просто покинуть Суть Времени, а вести работу по разоблачению предателя.
Комстол: Каковы конкретные претензии к Кургиняну?
И. Молчанов: Уже после коренного пересмотра нашего отношения к Кургиняну, в результате хладнокровного анализа событий мы предъявляем ему следующие обвинения:
- Активно атакует, дискредитирует и подрывает все левые движения. Как системные (КПРФ), так и несистемные (РотФронт, РКРП и т.д.).
- Активно атакует, дискредитирует и подрывает национально- патриотические движения.
- Никогда не атакует и не дискредитирует правящих персон и правящую партию. Весь свой обличительный “антилиберальный” пафос выливает на мало значащих людей 4-го и 5-го эшелона правящей элиты, типа Касьянова, Немцова, и на некоторых, зачастую малоизвестных, либеральных журналистов.
- Отказывается от любых равноправных союзов с партиями и движениями. Призывает их в альянсы, которые организует он сам на заведомо неравных условиях. Цель таких “союзов” – подчинить себе левое и национально-патриотическое движение
- Для победы Путина активно и массировано продвигает стандартную разводку “Или Путин, или конец света — Выбирайте!”. Сегодня Кургинян истерически активно раздувает страшилку про оранжевую угрозу. Гарантирует распад страны, гражданскую войну и американскую оккупацию, если 4 марта не выберут Путина.
- Участвовал в организации пропутинского митинга 4 февраля. Бросил все ресурсы движения Суть Времени для пропаганды митинга и участия в нем.
Комстол: Когда к Вам и Вашим товарищам пришло «прозрение» относительно деятельности Кургиняна: после 4 февраля или недовольство зрело давно?
И. Молчанов: Путинг 4 февраля был ключевым событием, вызвавшим максимальный протест. По моим личным ощущениям, недовольство начало быстро нарастать после декабрьских событий, когда Кургинян был вынужден определяться. Он выступил резко и, на мой взгляд, оскорбительно против собравшихся на Болотной площади. Причем, именно против простых людей, а не тех, кто забрался на трибуну. Т.е. понимание и прозрение приходили по мере действий Кургиняна в атмосфере развивающегося конфликта в обществе. До бурного декабря, события текли очень спокойно, и недовольство отдельными аспектами поведения лидера не выходило за рамки кулуарного ворчания. Хотя люди уходили из движения, они делали это тихо, без объявления войны. Даже наиболее крупный и организованный уход 9-ти членов Питерской группы завершался пожеланиями успеха Кургиняну. Так что я не сказал бы, что недовольство зрело давно. Раскол – это результат действий Кургиняна в последние несколько месяцев.
Комстол: Почему Кургинян проигнорировал прошедший недавно в Москве Форум Левых Сил?
И. Молчанов: Кургиняну в принципе не нужны равноправные союзы. Его цель – доминирование. Поэтому он никогда, на моей памяти, ни в какие союзы не вступал. Мало того, попытки активистов наладить союзнические отношения, жестко блокировались. Следует понимать, что Кургинян односторонне использует других под видом союзов. Если такой возможности нет, то и союзы ему не интересны.
Ярким примером является подготовка митинга Сути Времени 24 декабря, в которой я принимал участие. Накануне митинга возникла явная угроза низкой численности. И тогда Кургинян сумел привлечь довольно большое количество участников из других организаций. Но как? Например, Светлана Пеунова, создавшая партию Воля, движение более многочисленное и организованное чем СВ, была призвана Кургиняном на митинг 24 декабря со своими последователями. Кургинян даже обещал дать ей слово. Правда, не дал. Но особенность ситуации в том, что Пеунова внутри Клуба всегда позиционировалась как не адекватная сторонница инопланетных рептилий. Идея пригласить её на митинг была с насмешками отвергнута на первом этапе планирования. Генерал Ивашов, достойный человек и патриот, довольно нелицеприятно характеризовался Кургиняном на закрытых совещаниях. Но был призван на митинг для увеличения представительности. В принципе, следует признать, что представительность митинга 24 декабря была на высоком уровне. Что еще раз доказало умение Кургиняна охмурять людей. Но это умение не имеет никакого отношения к союзам и совместной политической деятельности.
Единственное исключение, т.е. заключение таки союза, было сделано для Путинского ОНФ 4 февраля. Но это событие и разоблачило истинную сущность Кургиняна.
Раз уж зашла речь об отношении Кургиняна к союзникам, то могу вас заверить, что на закрытых собраниях, где охрана пресекает любые попытки звукозаписи, царит предельно высокомерное, зачастую презрительное отношение ко всем заметным фигурам левого и национально-патриотического движения. Культивируется представление об их никчемности и об исключительности СВ как единственного реального борца за высокие идеалы.
Комстол: Какова реакция самого Кургиняна на ваш выход из организации и на составленное вами заявление?
И. Молчанов: Формально ясно, что наиболее выгодная тактика для Кургиняна — не признавать существование раскола вообще. Именно так он и действует. Адепты будут заявлять, что раскольники это малочисленные маргиналы с запачканной репутацией, обиженные, уязвленные самолюбия, непризнанные гении и т.п. Я сам, как профессиональный менеджер, считаю эту тактику самой оптимальной для Кургиняна. Он сильный противник. Но на нашей стороне правда и мы полны решимости её отстаивать. Сейчас на нашей альтернативной площадке уже зарегистрировались более 400 человек. Мы в самом начале организационной работы.
Комстол: Насколько глубоким оказался раскол? Каковы перспективы организации?
И. Молчанов: Произвести точные оценки невозможно. На сайте Сути Времени за год существования зарегистрировано 15000 человек. Конечно, интернет регистрация и реальная активность это разные вещи. Известно, что большинство там — мертвые души. Как координатор я сталкивался с этим многократно. На нашей площадке сейчас чуть более 400 человек. Пока это мало о чем говорит. Поэтому я могу лишь высказать свое личное мнение. Сам по себе раскол не остановит Кургиняна. Он, по-прежнему, будет иметь свой пул адептов. Но рост за счет притока честных людей уже не возможен. Допускаю рост за счет окончательного, даже в риторике, перехода на сторону власти, Тогда административный ресурс сделает свое дело. Нашисты и МГЕРовцы сейчас лишаются своей крыши. А вот как привлекательный идейный лидер Кургинян перспектив не имеет.
Теперь что касается нашего движения Красная Альтернатива. Мы прекрасно понимаем, что невелика заслуга создать очередное левое микродвижение или микропартию. Мы позиционируем себя как точку сбора покидающих Суть Времени, т.е. для людей с уже наработанными методами и связями. Наши цели понятны, также понятно, что мы будем максимально открыты для интеграции с левыми движениями. Я, лично, хотел бы развития сетевого общества с упором на эффективную работу локальных групп или ячеек, на основе выявления и обучения лидеров таких групп. Реальные программы развития, вопросы стратегии и тактики будут обсуждаться уже в марте.
Комстол: Каково Ваше отношение к партиям и движениям лидерского типа? Есть ли лидер у вашей группы или решение о выходе было принято коллегиально?
И. Молчанов: По опыту нашей политической реальности – отрицательное. Слишком много в таких группах зависит от вождя, практически все. Однако при наличии адекватного лидера работать даже удобнее. Мы будем организоваться без вождя.
Решение о выходе мы принимали совместно. Основной спор шел вокруг того что стоит ли нам пойти в бой и разоблачать предателя, или просто плюнуть и разойтись. Те, кто отстаивал необходимость решительных действий, смогли убедить остальных.
Комстол: Удалось ли в итоге Кремлю достичь поставленной цели и через агитацию Кургиняна заручиться широкой поддержкой просоветски настроенных граждан?
И. Молчанов: Я уверен, что не удалось. Личная популярность Кургиняна непрерывно росла пока он славословил о советских идеалах. Но как только он попытался передать накопленные симпатии правящему режиму, тут же произошел срыв. Он не смог этого сделать! Обратите внимание, что даже уцелевшие после 4 февраля адепты Кругиняна, уверяют себя и других что митинг на Поклонной был антипутинским! Т.е. даже для них невозможно принять Путина как просоветского лидера. Поэтому попытка Кургиняна, со всеми его театральными навыками, защитить правящий режим обречена на провал.
Во второй части интервью мы попробуем понять, какие внутренние процессы проходили в движении Суть Времени. Как, почему и чем обманывались люди. Каковы были настроения и что привело движение к расколу. Поскольку наш собеседник прекрасно осведомлен о внутреннем устройстве организации и методах её работы, то можно рассчитывать на интересный и подробный разговор. Следите за публикациями на нашем сайте.