Отчёт В.Д. Уласа о работе в Госдуме 5-го созыва
Олег Комолов
В результате прошедших выборов в Госдуму фракция КПРФ выросла на 35 мандатов. Перейдёт ли количество в качество? На этот вопрос нет однозначного ответа. Особенно, если учесть то, какими методами высшее руководство КПРФ отбирало тех, кто займёт депутатские кресла на ближайшие 5 лет. К примеру, члену ЦК КПРФ, депутату ГД 5-го созыва В.Д. Уласу места в новом составе фракции не нашлось. Почему? На этот вопрос лучше ответят те, кто принял активное участие в разгроме Московского городского отделения КПРФ, возглавляемого Владимиром Дмитриевичем.
Редакция comstol.info обратилась к В.Д. Уласу с просьбой рассказать читателям сайта о своей работе во фракции КПРФ в Госдуме 5-го созыва.
Комстол: Владимир Дмитриевич, в течение последних шести лет Вы дважды избирались депутатом законодательных органов. В 2005 Вы стали депутатом в Мосгордуму, в 2007 — Госдумы. В каком органе Ваши возможности для работы были шире?
В.Д. Улас: С точки зрения укрепления позиций московской партийной организации мне как Первому секретарю МГК КПРФ депутатские возможности в Мосгордуме были хорошим подспорьем в работе. Это и 6 ставок помощников депутата, и фонд заработной платы, который передавался в партию, и возможности эффективнее решать вопросы с помещениями и прочие хозяйственные вопросы. Дело в том, что московские чиновники куда более внимательно реагируют на обращения московских депутатов, чем депутатов Госдумы. Я постоянно присутствовал на заседаниях московского правительства, знал всех префектов и членов московского правительства. Благодаря этим возможностям, к примеру, мы смогли получить хорошие помещения для Горкома и окружных комитетов партии, сделали в них ремонт за счёт городского бюджета. Нам удалось выбить финансирование для театра Н. Губенко, который находился в тяжёлом положении в середине 2000-х.
С другой стороны, депутат Государственной Думы имеет федеральный статус. Это означает большее внимание к его выступлениям со стороны СМИ, возможность использовать парламентскую трибуну для ведения агитации.
Комстол: В чём заключалась Ваша депутатская работа и каковы её результаты?
В.Д. Улас: Отчитываясь о своей работе в ГД, я бы выделил три ключевых блока.
Первый блок связан с практической работой. Это огромное количество обращений и писем граждан, для которых депутат-коммунист – последняя надежда. Основные темы обращений – проблемы с ЖКХ, с медициной, проблемы инвалидов и ветеранов, вопросы жилья, проблема точечной застройки. Вмешательство депутата часто заставляло чиновников идти на попятную, особенно, когда дело касалось грубого нарушения прав граждан. В год в мой адрес приходило по 1500 писем.
Второй блок – законотворческая деятельность. Нам с помощниками удалось подготовить 5 законопроектов из 53, внесённых фракцией КПРФ. Т.е. каждый 10-й. Считаю это неплохим результатам. Хотел бы подробнее остановиться на двух из них.
Во-первых, мы внесли законопроект, связанный с защитой прав детей. При разводе родителей часто ребёнок теряет право пользования жильём, если жильё принадлежало отцу, а он оставался после развода родителей с матерью. Новый собственник жилья мог выбросить на улицу и мать, и ребёнка. Этот законопроект до сих пор висит. «Единая Россия всячески оттягивает момент его рассмотрения, не желая уступать столь важную социальную инициативу коммунистам.
Во-вторых, мы разработали, как я считаю, фундаментальный проект закона, связанный с существующей в стране налоговой системой. Он предполагает введение прогрессивной шкалы налогообложения и социальных льгот для малообеспеченных слоёв населения. Мы требовали рассмотрения этого законопроекта в приоритетном порядке в виду его социальной значимости, но получили отказ. Уверен, что после неудачи на последних выборах Единая Россия будет вынуждена пойти на уступки и согласиться на одобрение этой законодательной инициативы.
Третий блок – борьба с властью через апелляцию к общественному сознанию с трибуны Госдумы. В буржуазном парламенте законодательная деятельность малоэффективна. Наша социальная программа в корне противоречит тому, за что борется партия власти, поэтому надеяться на то, что через законопроекты мы можем что-то изменить, наивно. C трибуны мы посылаем обществу сигналы и, учитывая обратную связь, отрабатываем ключевые положения, которые мы будем вводить в случае прихода к власти. Я старался максимально использовать эту возможность, постоянно выступая на заседаниях по самым острым вопросам. Часто от имени фракции.
Например, по Белоруссии, когда власть обвиняла Лукашенко в антироссийской политике. Или защищая достижения Советского Союза от нападок либералов. На предпоследнем заседании Госдумы мною были сформулированы губительные последствия восьмилетнего правления Единой России.
Комстол: Что Вы ждёте от нового состава фракции КПРФ?
В.Д. Улас: От фракции КПРФ, как и от партии в целом, я жду большей решительности. Глупо надеяться на то, что ситуация созреет сама собой и ты выедешь на белом коне. КПРФ, учитывая настроения масс, должна выдвигать всё более острые тезисы. Законы политической борьбы в революционный период диктуют свои условия. Или вожди следуют общим протестным настроениям, или происходит их замена.
На этом пути необходимо объединить все левые силы. Усилий только КПРФ будет явно недостаточно, учитывая то, что не одна она будет пытаться использовать грядущую революционную ситуацию для прихода к власти. К сожалению, КПРФ не может похвастаться успехами в этом направлениями работы. Более того, ряд событий во внутрипартийной жизни организации не укрепляют её, а наоборот, способствуют существенному ослаблению.