Выборы в Госдуму-2011. Кто победил?
Олег Комолов
Закончились выборы депутатов Госдумы РФ шестого созыва. Оглашены предварительные результаты голосования. Точных цифр ещё нет, однако уже сейчас приблизительно понятно, какие партии получат депутатские мандаты и в каком количестве.
Наверное, для большинства граждан, хоть немного разбирающихся в политике, получившийся расклад не стал неожиданностью. В последние месяцы предвыборной кампании только ленивый не говорил о серьёзном падении рейтингов «Единой России». Выборы показали, что снижение популярности «партии власти» оказалось действительно существенным. По сравнению с 2007 годом единороссы получили на 18 процентных пунктов голосов избирателей меньше. Эта разница распределилась между оппозиционными партиями. Больше остальных досталось КПРФ. Она смогла улучшить свой результат на 8%, получив итоговых 19,2% голосов избирателей вместо 11,7% четырьмя годами ранее. Подтянулись ЛДПР и эсеры — они добавили себе 3 и 3,5 дополнительных процентов голосов соответственно.
На первый взгляд кажется, что на российском политическом поле произошёл «тектонический сдвиг»: партия власти – «Единая Россия» — провалилась, потеряв почти 25% поддержки. Одновременно укрепили позиции противники ЕР. Действительно, есть чему порадоваться. Однако даже неглубокий анализ состояния российского политического поля даёт понять – по факту не изменится практически ничего. Увы.
Дело в том, что сама система буржуазного парламентаризма устроена так, что правящий класс может оставаться у власти сколь угодно долго, даже если правящая партия не имеет широкой поддержки в массах. Обычно для обеспечения победы на выборах достаточно в большей или меньшей степени применить инструмент фальсификаций результатов голосования. Противостоять системе, в которой задействован мощный административный ресурс, практически бесполезно, учитывая откровенную слабость оппозиционных партий в России и не всегда принципиальную позицию их лидеров.
Однако подтасовка результатов помогает не всегда. Бывают ситуации, когда правящей партии выгоднее немного «сдать назад», уступив некоторое пространство оппонентам. Такой механизм используется для того, чтобы выпустить пар народного гнева в отношении власти. Оппозиционные партии и их сторонники, полагая, что им удалось отобрать у власть имущих значительный кусок, с готовностью соглашаются с результатами выборов.
На этот раз «Единая Россия», учитывая своё шаткое положение, использовала и первый и второй способы. Победа с подавляющим преимуществом могла вызвать массовое недовольство народа, переходящее в отрытое противостояние. Осознавая это, партия власти не стала «рисовать» себе 60% и выше, как это было сделано четырьмя годами ранее, когда градус протеста был значительно ниже.
«Единая Россия» уступила. Но кому? Реалии таковы, что остальные 3 партии, стабильно проходящие в Парламент, в большей или меньшей степени подконтрольны Кремлю и лишь играют роль противников единороссов. Они не могут, да и не хотят ничего менять в существующей системе, поскольку сами по своей сути являются буржуазными партиями, не представляющими интересы широких слоёв населения.
ЛДПР делает это открыто — не стыдясь никого и ничего голосует практически идентично с фракцией «Единая Россия». Фракция КПРФ играет более тонко: на словах провозглашая антикапиталистическую направленность, она изображает из себя последовательного оппозиционера. Однако ни один из имевшихся шансов переломить ситуацию в стране Зюганов сотоварищи не использовали. А такие шансы у них были и не раз. Собирая вокруг себя левый оппозиционный электорат, КПРФ уводит его от реальной борьбы, заменяя её пустопорожними призывами на традиционных митингах.
Справедливая Россия находится где-то посередине. Она ведёт малозаметную работу, и её роль сводится к тому, чтобы делить с КПРФ голоса граждан с левыми взглядами.
Таким образом, на российском политическом пространстве отсутствует единая оппозиционная сила, которая могла бы принять участие в выборах. Во многом это результат аккуратной и последовательной работы правящей буржуазии, которая как никто иной заинтересована в такой расстановке сил. Власть, предвидя возможный политический кризис, держит существующие оппозиционные партии-обманки про запас. Она даже может в особо критический момент передать управление одной из них. Однако на деле в жизни российского общества мало что изменится. Пример такой формальной смены власти можно наблюдать в крупнейших капиталистических странах Западной Европы и Америки. Левые (трудовые) и Правые (консервативные) партии нередко сменяют друг друга. При этом они ведут приблизительно одинаковую политику, просто подкрашенную в красные или синие тона.
Так кто же выиграл на прошедших в России выборах? Что касается политических партий, то, пожалуй, выиграли все. «Единая Россия» сохранит лидерство и, скорее всего, получит большинство мест в Думе, не вызывая массовых протестов в обществе. Можно с уверенностью сказать, что если против ЕР и будет создана единая коалиции из других фракций, это никак не повлияет на принятие ключевых законов, направленных на дальнейшее ограбление российского народа. Нет конституционного большинства? Ничего страшного. Договориться с той же ЛДПР единороссы смогут всегда.
Руководства КПРФ, ЛДПР И Справедливой России получили возможность и в дальнейшем играть роль непримиримой оппозиции, не неся никакой ответственности за результат – ведь как и ранее они не способны принять законопроекты, указанные в партийных предвыборных программах. При этом им представилась прекрасная возможность туго набить карманы деньгами, полученными от депутатов, купивших себе мандаты. Лидеры не прошедших в Думу партий смогли лишний раз попиариться, а заодно и освоить немалые избирательные бюджеты своих организаций-грантополучателей.
Выиграли все. Только не народ. Нас с вами опять оставили с носом. На этот раз на пять лет. Президентские выборы, которые состоятся в марте 2012 года, станут простой формальностью. Даже выход кого-то из оппозиционных кандидатов во второй тур всё равно будет означать сохранение существующего строя. Современные политические тяжеловесы уже не раз показывали отсутствие всякого желания реально бороться за власть. Постоянное участие в политике выглядит для них куда более привлекательным, чем необходимость брать на себя ответственность по управлению страной.
Тем не менее, мы не отрицаем такую форму борьбы, как выборы. Коммунисты всегда выступали за то, чтобы использовать предвыборную и парламентскую трибуну для широкой пропаганды своих взглядов и легального прикрытия иной деятельности — как говорится, «на земле». Однако ни одна из парламентских партий такую работу не ведёт и, что самое главное, не хочет вести.
Единственное, на что остаётся надеяться простому народу, так это на добросовестность отдельных депутатов, которые ещё остались, например, во фракции КПРФ. Однако в их компетенции остаётся решение точечных проблем, и о глобальных переменах в нашем государстве говорить не приходится.