Опрос comstol.info: коммунисты могут прийти к власти
Олег Комолов
Информационно-аналитический портал «Коммунисты Столицы» провёл опрос среди читателей, поинтересовавшись, каким способом сегодня коммунисты в России смогут прийти к власти . В опросе приняли участие более 1200 человек.
Результаты голосования получились очень показательными. Прежде всего стоит отметить, что подавляющее большинство наших читателей (почти 80%) не усомнились в возможности завоевания власти коммунистами.
37 % считают, что прийти к власти возможно лишь сочетая парламентские и внепарламентские формы борьбы. Эта классическая формула была разработана ещё В.И. Лениным и успела продемонстрировать свою эффективность.
Чуть меньше участников опроса подтвердили, что иначе как революционным (читай, вооружённым, внепарламентским) путём одолеть буржуазию, засевшую в высших эшелонах власти, невозможно. Одновременно низкая популярность парламентского пути прихода к власти (6% респондентов) во многом объяснима. Как известно, руководство крупнейшей в России левой политической партии КПРФ (а именно Г.А. Зюганов) ещё в 90-е годы заявило о лимите на революции, который, дескать, Россия исчерпала. С тех пор КПРФ концентрирует свои силы в основном на подготовке к различным выборам, оставляя уличную работу на десятый план. Такая политика уже показала свою ущербность и неперспективность. Всё это привело к устойчивой аллергии на парламентскую деятельность у многих оппозиционно настроенных граждан России.
20% участников опроса полагают, что в современной России условий для победы коммунистических сил нет. Что характерно, лишь 1% участников затруднились с ответом.
С просьбой прокомментировать результаты нашего опроса мы обратились к экспертам.
В.Д. Улас, депутат Госдумы, член ЦК КПРФ:
Читатели comstol.info довольно мудро оценивают ситуацию, сложившуюся на российском политическом поле.
Для революционного или, как я понимаю, вооружённого пути сейчас условий я не вижу. Сплочённого пролетариата в России сейчас нет, революционная ситуация ещё не созрела. В той же Москве (а без рабочего движения в столице рассчитывать на революцию бессмысленно) крупных ударных рабочих коллективов сегодня, увы, нет.
С другой стороны, парламентский путь борьбы за власть тоже тупиковый. Власть никогда не допустит победы коммунистов. Инструментов у неё для этого предостаточно. Это и тотальные фальсификации на выборах, и подкуп, и подрывная работа внутри самой компартии. Также мы должны понимать, что парламентаризм – это всегда уступки и компромиссы, на которые партии вынуждены идти, когда у них не хватает сил на прочие формы сопротивления.
Сейчас пытаться предсказать, в какой форме в России и в мире произойдёт переход от капиталистической формации к социалистической – всё равно, что гадать на кофейной гуще. Возможно, что через несколько лет очередной рывок сделает Китай, влияние которого может стать доминирующим в мире и игнорировать мнение которого будет невозможно. В таком случае вероятен мирный переход к социализму. Такое в истории уже было – после окончания Второй мировой войны, когда Советская власть помогла относительно слабым левым партиям взять власть в странах Восточной Европы.
В таком же направлении шло и государство Чили. Сальвадор Альенде при поддержке компартии пришёл к власти, только удержать её, к сожалению, не смог.
При этом не исключён вариант развития всероссийского стачечного движения на фоне разоблачения кремлёвских либералов.
В любом случае лишь грамотное сочетание различных форм борьбы приведёт коммунистов к успеху. Ведь победа парламентским путём возможна лишь в случае, когда она является юридическим закреплением победы и поддержки в умах масс, которая у тебя уже есть. Чтобы эту поддержку завоевать, безусловно необходимо идти в народ.
О.В. Двуреченский, член Общественного совета проекта «Красное ТВ», историк:
Ещё в 1909 году В.И. Ленин выделил 2 уклона в позиции российских марксистов: ликвидаторы (правые уклонисты) и отзовисты (левые уклонисты).
Первые (Аксельрод и прочие меньшевики) призывали к полному отказу от революционной, вооружённой, нелегальной борьбы, связанной с нарушением закона. Вторые (Богданов, Луначарский, Алексинский) придерживались прямо противоположных взглядов. Аргументируя свою позицию, они говорили, что победить буржуазию мирными методами не представляется возможным, а потому соваться в политику коммунистам вообще нет никакого смысла.
Владимир Ильич всегда выступал за совмещение этих двух путей. Однако здесь есть своя тонкость. Уже в постленинский период не было ни одного серьёзного левого политика, который бы ограничивался бы только одним из путей в рамках буржуазного строя. Но зачастую одна из форм сильно превалирует над другой, а вторая находится в загнанном, зачаточном состоянии.
Сегодня дела обстоят точно так же. Большинство организаций скатываются в одну или другую сторону, не сумев удержать баланс. В целом же в российском коммунистическом движении нелегальная, непарламентская форма борьбы находится в рудиментарном состоянии.
На практике это проявляется в глубоких противоречиях. Пример – Пикалёво. Трудящиеся выступили сами, а местный депутат от КПРФ, да и вся партийная организация чуть ли не вступают в сговор с властью, призывая различные органы усмирить смутьянов.
Скажете, Пикалёво – исключение? Вовсе нет. События на АвтоВАЗе прошлого и позапрошлого годов. Во главе подъёма рабочего протеста оказались маргинальные троцкистские силы, такие, как РРП, а не «защитница трудового народа КПРФ». Мощная организация, обладающая большими ресурсами, опять осталась в стороне, фактически поддержав власть.
То же с Выборгским целлюлозно-бумажным заводом с расстрелом рабочих, забастовкой железнодорожников в Московском регионе.
В итоге, когда в России назреет революционный подъём, а он обязательно назреет, партия, в своё время отвернувшаяся от рабочих, не будет пользоваться доверием у масс и в конце концов уйдёт в небытие, как когда-то ушла партия меньшевиков.