
А.В. Луначарский. «Посол советской мысли и искусства»
Лариса Адамова
23 ноября родился Анатолий Васильевич Луначарский (1875-1933) — русский советский писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед, первый нарком просвещения, революционер, большевик.
Неповторимое обаяние Луначарского чувствовали все, кому доводилось с ним встречаться. С большой симпатией относился к нему В. И. Ленин, высоко ценивший литературный и пропагандистский талант Анатолия Васильевича. Примечательный факт: всестороннему общению В. И. Ленина и А. В. Луначарского посвящен отдельный том «Литературного наследства».
Анатолий Васильевич Луначарский родился в Полтаве в семье крупного чиновника. Еще в гимназические годы вступает в революционное движение, ведет пропаганду в рабочих кружках, с 1895 г.— вступает в ряды социал-демократов. Находясь за границей, Луначарский изучает труды Маркса и Энгельса, классиков немецкой и французской философии. В Цюрихском университете слушает курс философии и естествознания. В 1898 г. на революционной работе в Москве, но вскоре его арестовывают и ссылают.
После II съезда партии Луначарский, будучи в ссылке, четко определяет свое место — в рядах большевиков. На III съезде он по поручению В. И. Ленина выступает с докладом о вооруженном восстании. Вернувшись в Россию в конце 1905 г., Луначарский принимает активное участие в первой русской революции, работает в редакции легальной большевистской газеты «Новая жизнь». Участвует в работе IV и V партсъездов. С 1907 г. находится в эмиграции. На Штутгартском и Копенгагенском международных социалистических конгрессах отстаивает интересы большевиков.
В годы реакции Луначарский отходит от большевизма, выступает с идеей «богостроительства», за что его критиковал В. И. Ленин. В то же время Ленин верил, что Луначарский вернется к большевизму. И он в дальнейшем сумел преодолеть свои ошибки.
Вернувшись после Февральской революции в Петроград, Анатолий Васильевич ведет агитационно-пропагандистскую работу. На VI съезде РСДРП(б) принят в большевистскую партию в составе группы «межрайонцев». В дни Октября Луначарский выполняет ответственные поручения Петроградского ВРК и после победы революции входит в состав первого Советского правительства в качестве народного комиссара просвещения. В годы гражданской войны он уполномоченный Реввоенсовета республики.
Двенадцать лет — до 1929 г.— руководит Луначарский Наркоматом просвещения, в ведении которого находилось школьное обучение, профтехобразование, высшая школа, многочисленные вопросы культурной жизни страны. Вместе с Н.К. Крупской и М. Н. Покровским проводит колоссальную работу по созданию советской системы народного образования. Многое делает для вовлечения старой интеллигенции в строительство социалистической культуры, привлечения прогрессивной интеллигенции Запада на сторону страны социализма. Анатолий Васильевич — личный друг Р. Роллана, Б. Брехта, А. Барбюса, Б. Шоу… Роллану принадлежат знаменитые слова, что Луначарский был за рубежом «всеми уважаемым послом советской мысли и искусства».
Энциклопедические познания Анатолия Васильевича, исключительная многогранность дарования позволили ему стать выдающимся теоретиком искусства и литературы, критиком, писателем, драматургом. В его трудах получает дальнейшее развитие марксистская эстетика. Перу Луначарского принадлежат работы, посвященные античному искусству и итальянскому Возрождению, искусству родной страны и новым художественным направлениям на Западе, им написано около двух тысяч статей, докладов, очерков, рецензий. Особое место в его творчестве принадлежит прекрасным страницам о встречах и беседах с В. И. Лениным.
С 1929 г. Луначарский работает председателем Ученого комитета при ЦИК СССР. В 1930 г. его избирают академиком. Многие годы он — член ВЦИК. Делегат ряда партсъездов, на VIII — он избирается членом Ревизионной комиссии. В 1933 г. Луначарский получает назначение полпредом в Испанию, но в конце того же года болезнь сердца обрывает его жизнь. Похоронен А. В. Луначарский у Кремлевской стены на Красной площади. Выступая на траурном митинге, А. С. Бубнов очень емко и точно сказал: «…больше всего в жизни ему дорого знамя революции».