Космонавты СССР. Алексей Елисеев
Олег Комолов
Продолжаем публикацию глав из книги «Космонавты СССР» («Просвещение», Москва, 1977 г).
Где она, его первая ступенька к орбите, сказать трудно. Нет у нее четкой грани. А может быть, так только кажется?.. Родился он в 1934 г., недалеко от Калуги, той самой, которую называют сегодня «Меккой космоса». Войны не помнит, она пришлась на раннее детство. В семь лет, держась за мамин палец, он впервые переступил порог школы. В четырнадцать — первый раз сбежал с уроков на водный стадион «Динамо», где шли соревнования. В двадцать один год понял, что надо спешить жить, что каждый «пустой» день, когда он уже стал вчерашним, в завтрашний не переделаешь.
После десятого класса Алексей не-долго раздумывал о выборе дальнейшего жизненного пути. Аттестат и все необходимые справки отнес в приемную комиссию Высшего технического училища имени Баумана.
Свой выбор объяснял тем, что поманила его автоматика. Гранит науки пришелся по зубам. Отметок ниже четверки в его зачетке не было, хотя и нелегко давались премудрости автоматического регулирования, линейных и нелинейных систем, теории колебаний.
Случалось не раз, что после бессонной ночи над домашним заданием утром садился за парту. В двадцать лет все невзгоды забываются быстро. А тут каждый день открывал страницы новых наук. Особенно полюбились ему физика и математика. Была своя жизнь у этих значков, свои строгие законы. Они не терпели вольностей. Малейшая неточность — и все шло насмарку. Начинай сначала. Цифры и формулы как бы говорили: не то, друг, не то. Не торопись, подумай еще. И он думал. Думал настойчиво, думал и искал до тех пор, пока не находил верного решения.
Трудно сказать, когда пришла эта жажда поиска. Но она была. Решая задачи или разбирая основы теоретических положений, ему всегда хотелось докопаться до самого существа, а уж если что он задумывал, то обязательно доводил до конца.
Будучи студентом, редактировал стенную газету. Называли ее «Тридцатьчетверка». Спортзал института стал для него вторым домом. Он увлекся фехтованием и здесь проводил все оставшееся от занятий время.
Смелость, быстрота реакции, ловкость, упругость — вот качества, без которых фехтовальщиком не станешь. У Алексея они были. Но было и еще одно завидное качество — упорство. Оно и помогло ему прикрепить к лацкану пиджака значок мастера спорта СССР. Не раз в составе сборной команды города выступал Алексей на всесоюзных со-ревнованиях. Дважды становился чемпионом Советского Союза.
В день, когда стартовал спутник № 1, Алексей уже работал инженером на одном из космических предприятий. Как и все, волновался, как и все, торжествовал. 12 апреля 1961 г., когда полетел Ю. Гагарин, он отчетливо представлял всю значимость этого события. Для него оно означало: путь открыт.
В Звездный он попал позже других. Точнее, много позже, когда штурм космоса, полеты пилотируемых кораблей вошли в систему научного подвига страны, стали звеньями далеко идущей и строго рассчитанной программы исследований. Но опоздание (рискнем назвать его так) не сделало для него исключения: прошел через все испытания — центрифугу и сурдокамеру, тренажеры и невесомость, полеты на специальных самолетах и прыжки с парашютом…
Он трижды стартовал в космос: на «Союзе-5», «Союзе-8» и «Союзе-10». Международная астронавтическая федерация (ФАИ) удостоила его Золотой медали имени Юрия Гагарина и почетной медали Де Ла Во. Славы хватит на десятерых. Да и работы тоже. Принцип его — «Не желайте мне покоя, пожелайте сто ветров».
Сам он так и поступает: не дает себе покоя ни днем, ни ночью. Работа на предприятии, тренировки, научные конференции, симпозиумы… Дел тысячи, упустить ничего нельзя, от-ложить на потом — тоже. Сплошная перегрузка. Но только в этом режиме он признает жизнь.
Он может быть строгим, порой даже резким, но предельно внимательным. Эрудит. Человек слова. Обещания не раздаривает, но если скажет, то сделает. Сделает обязательно, тут уж для него непреодолимых преград быть не может.
Перед первым стартом его попросили ответить на короткую анкету. Было в ней несколько вопросов: что такое романтика, подвиг, мужество, товарищество и что он больше всего ценит в людях? Он написал: «Романтика — это подвиг. Подвиг — наиболее яркое проявление мужества. Мужество — это воля, целеустремленность и не в малом и личном, а в большом, общественно нужном деле. Товарищ есть товарищ. Этим все сказано, и нечего тут кокетничать. В людях больше всего ценю порядочность…»
Алексей ЕлисеевОн интересный собеседник. С ним можно говорить не только о космонавтике сегодняшнего дня, но и заглядывать на десятилетия вперед. Нет, не мечтать и фантазировать, а рассуждать о перспективах — вполне реальных и логичных.
У него большой опыт: и конструкторский, и исследовательский, и организаторский. Когда в июле 1975 г. выполнялся совместный советско- американский эксперимент в космосе (ЭПАС), доктор технических наук А. С. Елисеев был руководителем полета кораблей «Союз» и «Аполлон» с советской стороны. И вообще он причастен ко многим космическим событиям.