Театр им. Гоголя: когда искусство становится товаром
Олег Комолов
Сегодня в фойе Московского театра им. Гоголя прошла встреча его творческого коллектива с журналистами. Темой собрания стал затянувшийся конфликт между работниками театра и новым руководством, назначенным Департаментом культуры Правительства Москвы.
Новый художественный руководитель Кирилл Серебренников собирается реформировать театр до неузнаваемости, превратить его в центр современного искусства. Большая часть театральной труппы в этом случае подлежит увольнению, в т.ч. заслуженные артисты, посвятившие работе в театре им. Гоголя не одно десятилетие. Репертуар, основанный на традициях русского психологического театра, будет в корне изменён. Необходимость перемен новое руководство объясняет низкой посещаемостью спектаклей и нерентабельностью театра.
Анатолий Бейрак, режиссёр-постановщик, сообщил, что все разговоры о «модернизации» театра произносятся для отвода глаз. Истинная задача нового руководства заведения заключается в том, чтобы ликвидировать театр и использовать в коммерческих целях его здание, расположенное в центре города. К. Серебренникову не нужна ни труппа, ни сам театр. Ему нужна чистая площадка для реализации своих задумок. «Повесить замок на театр легко. Но открыть его невозможно…», — процитировал А. Бейрак советского актёра и режиссёра Андрея Александровича Гончарова.
Fancy Gallery Error:
No gallery with the ID 7 was found or you have not created albums for it yet.
Актёр театра Андрей Зайков охарактеризовал происходящее, как попытку рейдерского захвата здания театра: «Все признаки налицо: коллектив увольняют, производство останавливают».
Заслуженный артист России Александр Бордуков, режиссёр театра, напомнил журналистам, что в 90е годы театр им. Гоголя, один из немногих в Москве, работал 6 дней в неделю и не сдавал помещения в аренду. В знак уважения к самоотверженному труду актёров и мужеству зал всегда провожал их стоя. Тогда вопрос о нерентабельности театра никто не поднимал.
Андрей Андреев, актёр театра им. Гоголя, рассказал прессе о том, что кроме обычных зрителей, спектакли регулярно посещают военнослужащие из соседних воинских частей, воспитанники детских домов, пенсионеры. Что важно, на бесплатной основе. Стоимость обычных билетов в театр составляет около 200-300 рублей, что позволяет посещать его широким слоям населения.
В ходе встречи Анатолий Бейрак зачитал текст только что пришедшей телеграммы от худрука К. Серебренникова, адресованной творческому коллективу. В нём Серебренников предлагал подчинённым не накалять обстановку и провести трёхсторонние переговоры с участием Департамента культуры Правительства Москвы.
Творческий коллектив, в свою очередь, выдвинул такие требования:
— отменить решение о назначении художественным руководителем К. Серебренникова;
— сохранить актёрскую труппу;
— объявить свободный творческий конкурс на должности худрука и директора с обязательным учётом мнения всего творческого коллектива театра им. Гоголя.
Этими словами работники театра подтвердили сомнения насчёт возможности мирного урегулирования возникшего конфликта: теперь или вся труппа, или новый руководитель будут вынуждены покинуть театр.
Глядя в глаза искренне возмущённым актёрам и режиссёрам театра, хотелось задать им вопрос: неужели они до сих пор не поняли, что в обществе, где мерилом всего являются деньги, а главной ценностью – потребление, искусство также становится объектом товарно-денежных отношений со всеми вытекающими отсюда последствиями?