Как марксизм относится к религии
Татьяна Васильева
Отношение религии к марксизму известно – ересь, псевдорелигия и т.п. Характерно, что религиозные признаки в марксизме старательно ищут не только представители Церкви, но и либералы с антиклерикальными и атеистическими наклонностями, которых развелось сегодня немало.
Характерно и то, что антикоммунисты всех мастей, выискивая пары идентичных, на их взгляд, понятий, типа церковь – партия, рай – коммунизм, грех – эксплуатация, акцентируют внимание на самых условных, общих, внешних значениях этих понятий, а также приписывают марксизму то, чего в нём никогда не было, и уже на этой, своей, основе делают какие-то выводы.
Марксизм относится к религии совершенно иначе. В научном понимании религия – это форма общественного сознания, отражение действительности, в котором, по словам Энгельса, земные силы, господствующие над человеком в его повседневной жизни, принимают форму неземных. И если с этим утверждением верующие могут не согласиться, то вряд ли кто-то из них станет отрицать, что религия выполняет функцию регулятора общественного поведения.
Да, в марксизме есть своё понимание того, в чьих интересах религия регулирует общественное поведение, однако свои выводы марксисты основывают на том, что реально проповедует религия. Религия проповедует смирение и терпение? Проповедует. Обещает смиренным и терпеливым рай? Обещает. Учит благополучных в земной жизни благотворительности? Учит.
Марксизм видит в этих проповедях интерес определённого класса и объясняет, что, пока этот класс господствует в обществе, религия будет умело превращать это господство в головах смиренных и терпеливых в действие неземных сил.
Когда общество захватывает противоположный класс, освободив себя от одной из самых гнетущих земных сил – экономической эксплуатации – религия постепенно и довольно быстро теряет своё влияние. Бывшим эксплуатируемым она, в общем-то, больше не нужна, а бывшие эксплуататоры как-то неохотно примеряют на себя смирение и терпение.
Именно это наблюдалось в России в 20-е годы прошлого века. Если и стоит признать то, что победивший класс слишком стремительно и жёстко крушил религию, то стоит признать и то, что всемогущая религия продемонстрировала тогда удивительную слабость. Лишившись широкой сети вполне материальных атрибутов, эта форма общественного сознания резко сузила круг своих носителей. В СССР выросло, по крайней мере, два поколения, для которых религия уже не значила и сотой доли того, что она значила для их предков.
Появились другие основные регуляторы общественного поведения, которые вполне справлялись с поддержанием в обществе должного уровня морали и нравственности. С этим бессмысленно спорить, особенно на фоне сегодняшнего падения нравов. Что показательно, религия и здесь демонстрирует свою слабость. Возвращённая в общество современным эксплуататорским классом, она уверенно взялась регулировать общественное поведение в интересах этого класса – в части проповеди смирения и терпения, однако оказалась совершенно бессильна перед лицом очевидной нравственной деградации общества.
Итак, религия снова заняла значительное пространство в общественном сознании. Условия её существования, конечно, изменились за последнее столетие – и не только у нас в России, но и во всём мире. Однако отношение марксизма к религии осталось прежним. И в этом не отсталость марксизма или его догматизм, а оставшаяся неизменной сущность религии, её роль и значение в капиталистическом обществе.
Это хорошо понимают марксисты во всём мире, и, как ни странно, особенно отчётливо те, которые живут в странах, не знавших периода, практически полностью свободного от религиозного влияния. На англоязычном сайте In Defence of Marxism (В защиту марксизма), как и на многих интернет-ресурсах, есть раздел FAQ, в котором рассматривается отношение марксистов к самым разным сторонам жизни общества, к фактам истории и современности. Что касается вопроса «марксизм и религия», авторы сайта, не найдя, видимо, лучшего изложения марксистской позиции по этому вопросу, предлагают читателям познакомиться со статьёй В.И.Ленина «Социализм и религия», написанной в декабре 1905 года.
Выбор, на наш взгляд, самый оптимальный, т.к. в этой небольшой статье коротко и убедительно даны ответы на основные вопросы, возникающие при обсуждении отношения коммунистов к религии: суть религии в понимании марксистов, церковь и государство, религия и партия коммунистов.
Настоятельно рекомендуем тем, кто не знаком с этой работой Ленина, внимательно прочитать её. Предлагаем вернуться к статье всем, кто готов не только защищать марксизм, но и пользоваться его законами как руководством к действию в современных условиях.
Сегодня статья Ленина «Социализм и религия» заняла своё место на ленинской полке нашей библиотеки.