Болеем «патриотично»
Татьяна Васильева
Мы можем критиковать внутреннюю политику российского руководства, но одобряем внешнюю – так часто заявляют те, кто называет себя патриотами государства российского. И тогда – Россия должна показать Западу и всему миру, что она чего-то стоит, обойдёмся без «ихних» долларов и евро, «ихних» деликатесов и курортов, у нас есть нефть, замечательные люди и самый лучший президент.
Но из нефти не наделаешь ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты), каким бы замечательным с виду ни был президент и какими бы талантливыми ни были российские медики. Эти ЖНВЛП, как и многие другие медицинские препараты, а также сырьё для их производства, Россия может только купить – за рубежом. Так сложилось из-за внутренней политики российского руководства, что более 70% российского фарморынка занимает продукция зарубежного производства. Такую цифру озвучил первый заместитель министра здравоохранения РФ Игорь Каграманян на совещании по антикризисным мерам в здравоохранении 4 февраля.
Правительство готовится принимать меры в условиях кризиса. Что за кризис? Это тот самый, из тех, что регулярно сотрясают мировую экономику капитализма? В этот раз Россия погрузилась в свой локальный кризис — резкое падение курса рубля и санкции, которые не в последнюю очередь связаны с внешней политикой руководства российского, горячо одобряемой иными патриотами.
То, что растут цены буквально на всё, видят и чувствуют все. Если это цены на иномарки и турпоездки за рубеж, ещё можно потерпеть. А если это цены на ЖНВЛП, среди которых и препараты для лечения онкозаболеваний?
«Мы, естественно, будем делать ставку на отечественных производителей, но это не означает, что мы откажемся от лекарств, которые не имеют аналогов в России, которые не производятся у нас. Я думаю, что здесь не должно быть недопонимания, это абсолютно очевидно», — заявил на совещании премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Почему такая ставка не делалась раньше? Пациенты и врачи уверены – импортные аналоги по большинству показателей гораздо лучше, настолько лучше, что их применение фактически означает иную схему лечения. Сегодня же ставку на отечественных производителей приходится делать по той простой причине, что импортные препараты резко выросли в цене из-за падения курса рубля.
«Девальвация рубля оказала, к сожалению, катастрофическое влияние на рост цен на лекарства. За последние два месяца цены на жизненно важные лекарства выросли на 25-30%» — цитирует заместителя руководителя УФАС по Петербургу Петра Яковлева РИА Новости.
Больные, и особенно онкологические, не могут ждать, пока Россия как государство будет разнообразными способами показывать Западу и всему миру, что она чего-то стоит. А честнее сказать, что все показательные выступления России последнего времени просто разыгрываются на плечах российских граждан, в том числе и с серьёзными заболеваниями.
«Если у нас будет финансирование достойное, то мы выйдем успешно из этого кризиса, если финансирование останется на прежнем уровне, то, конечно, у нас будет дефицит лекарственных препаратов», — отметил главный детский онколог Минздрава РФ Владимир Поляков. Что означает «достойное финансирование» и насколько оно должно и будет ли превышать прежний уровень, точно не известно. Возможно, поэтому главный онколог Минздрава РФ академик Михаил Давыдов туманно заметил, что в случае нехватки средств будут применяться «другие схемы лечения».
Люди, не понаслышке знакомые с проблемами лечения онкологических заболеваний в России, знают, что и до кризиса некие прогрессивные схемы лечения были доступны лишь счастливчикам или очень обеспеченным людям. Все мы знаем, как единицы отчаявшихся людей собирают по всему миру средства на эти прогрессивные схемы лечения – единицы по сравнению с общим числом онкологических больных в России (на конец 2013 г. на учете в онкологических учреждениях в России состояли 3,1 млн. больных). Остальные довольствуются стандартными бесплатными схемами – и даже на них, вероятно, теперь не будет хватать средств.
Так внешняя политика связана с внутренней, и по-другому быть не может. И где-то между этими политиками заплутал патриотизм…