И.А. Лихачёв: «Я не промышленник, я слуга народа»
Лариса Адамова
15 июня родился Иван Алексеевич Лихачёв (1896-1956) — советский государственный и хозяйственный деятель, один из организаторов советской автомобильной промышленности.
Будущий красный директор Московского автомобильного завода Иван Алексеевич Лихачев первый автомобиль увидел в 16 лет. Но не в родных Озерцах и не в Веневе, а в городе Санкт-Петербурге, куда его отправили учиться ремеслу. Так он и врезался в память, этот автомобиль, а рокот его бензинового двигателя застыл во времени.
….В Соединенных Штатах Америки Лихачев встречался с Генри Фордом-старшим, создателем автомобильной империи.
— Вы родились под автомобильной звездой,— сказал ему Форд. — Вас поили не молоком матери, а бензином, черт возьми… Теперь вы убедились, что все дороги ведут в Америку. Вы, крупный советский промышленник, многому научились у нас, и вы добьетесь успеха.
— Скажи ему, только вежливо, что, во-первых, я не промышленник,— сказал Лихачев, повернувшись к переводчику.— Я слуга народа. Директорская должность мною получена не по наследству, а по воле моей партии. Что касается путей-дорог, то они временно ведут в Америку. Придет день, и вам у нас можно будет многому научиться. В анкете Иван Алексеевич писал: «…год рождения — 1896-й; образование — 4 класса и курсы шоферов в 14-м году; член партии большевиков — с июня 17-го года».
В июле того же года он был тяжело ранен. Выйдя из госпиталя, большевик Лихачев формирует отряды Красной гвардии в Гельсингфорсе и в Москве, потом работает в ВЧК. В 1921 году его перевели на хозяйственную работу, а через пять лет, 30 декабря 1926 года, он пришел на бывший АМО.
Новый директор разбирался в автомобилях и мог сравнивать продукцию своего завода с мировым уровнем как шофер. Инженером, тактиком и стратегом автомобильного производства он станет потом.
Думал ли Лихачев, вступая в новую должность, что маленький АМО превратится в крупнейший автомобильный завод Европы и здесь, на этом заводе, он проработает 25 лет! Четверть века! И какие четверть века! Знал ли он, во что превратит потом завод 2о лет рыночных реформ…
Он начал с того, что мечтал о 4 тысячах автомобилей в год. Потом он дрался за 25 тысяч автомобилей. Выпуск рос. Лихачев мечтал уже о 75 тысячах грузовиков в год, но так, чтоб, не задерживаясь, перейти на выпуск 100 тысяч. Шутил: «100 — ровная цифра, легче считать».
События на КВЖД. Озеро Хасан. Во время национально-революционной войны в Испании его автомобили возили продовольствие и снаряды республиканцам. Халхин-Гол, линию Маннергейма, Великую Отечественную — все это он прошел вместе с заводом.
Все военные годы Иван Алексеевич продолжал делать свое директорское дело. Причем на его плечах был не один завод в Москве, а пять заводов в разных концах страны. И он сумел так организовать все это производство, что фронт бесперебойно получал не только грузовики, но и вооружение. Это и был его вклад в нашу победу…
В феврале 1939 года Ивана Алексеевича назначили наркомом среднего машиностроения. На этой должности он проработал чуть больше года и в ноябре 1940-го вернулся на завод. Может быть, он был не совсем прав, когда говорил, что «товарищем директором интересней, чем товарищем наркомом, меня от бумаг в цех тянет», но ему нужно поверить. Он мыслил конкретно и должен был видеть свое дело каждый день, трогать его руками, дышать заводским воздухом, брать за горло прорывы, не спать ночами, спорить, сердиться и радоваться каждому успеху.
Он стал директорствовать в те годы, когда советская промышленность еще только становилась на ноги. Никто не знал, как управлять заводом и что входит в круг обязанностей директора. Лихачев рос вместе со своим заводом, набираясь опыта и той директорской мудрости, о которой так любят рассказывать заводские ветераны. При нем началась борьба за режим экономии, был пущен первый конвейер, завод превратился в крупнейшее предприятие мирового масштаба, а марка Московского автомобильного стала символом высокого качества.
Возврат России к капитализму вернул страну в «лоно цивилизации», и поставил её на то прежнее место, которое она занимала до 1917 года. В 2014 году завод не выпустит ни одного отечественного грузовика.