Ленин, Церковь и Лукашенко
Татьяна Васильева
Информационный портал «Русь молодая» сообщает о встрече Александра Лукашенко с митрополитом Минским и Слуцким патриаршим экзархом всея Беларуси Павлом.
На встрече президент Беларуси заявил, что одобряет активное участие Церкви в «государственных делах» и не считает Церковь отделённой от государства.
«Я, наоборот, хочу, чтобы церковь принимала активное участие в государственных делах, конечно, со своей деликатностью, осторожностью», — сказал Лукашенко.
По мнению президента, у общества сейчас нет идеологии, и для её выработки нужно использовать православие, христианство.
«Мы действовали вместе (государство и церковь), ни о чем не договариваясь, шли в нужном направлении. Это способствовало тому, что церковь сыграла колоссальную роль в жизни нашего общества. Церковь фактически не отстранена от государственных вопросов», — заявил А.Лукашенко. Он особо отметил, что «Церковь до сих пор играла, играет и, найдя свое место в обществе, всегда будет играть свою активную роль».
Лукашенко конечно не оригинален в своём уповании на Церковь. Оригинальным в некоторой степени представляется его подача – фактически призыв отказаться от принципа отделения Церкви от государства. Во всяком случае, этот призыв ближе к действительности сегодня в якобы светских странах, включая Россию, чем конституционно закреплённое отделение Церкви от государства.
В связи с этим просто хотелось бы ещё раз вспомнить (для сравнения и размышлений) отношение Ленина к вопросу о роли Церкви в обществе. Обвиняющих Ленина в воинствующем атеизме прошу успокоиться… на время – Ленин не только не возражал против участия Церкви в государственных делах, но и считал необходимым участие духовенства в политике.
«Демократия никогда не может стоять на той точке зрения, что духовенству не следует участвовать в политической жизни, — писал Ленин в 1912 году. — Это — точка зрения архиреакционная. Приводит она только к казенному лицемерию и ни к чему больше. В жизни абсолютно невозможны, неосуществимы никакие меры, отстраняющие от политики и от классовой борьбы ту или иную группу или часть населения».
Кто сомневается в том, что Церковь не отстранена ни от политики сегодня, ни от классовой борьбы? Но почему это скрывается? Вероятно, потому, что никакой демократии в этом обществе нет, как её не было и в 1912 году, когда царское правительство делало всё, чтобы усилить свои позиции в Думе, не допустить её сдвиг «влево», поэтому стремилось максимально задействовать на выборах священнослужителей.
Ленин тогда, критикуя либералов, которые выступали против участия духовенства в выборах, писал: «Мы [рабочая демократия] клерикализма не боимся, мы с ним охотно — на свободной и равной для всех трибуне — поспорим».
Мог ли предположить Ленин, что спустя 100 с лишним лет «демократия» дойдёт до того, что подобное и представить будет невозможно, а «большим шагом вперёд» станет признание Лукашенко, что Церковь на самом деле «со всей деликатностью и осторожностью» не отделена от государства?