Гримасы капитализма: «архитектурная регенерация» Москвы
Татьяна Васильева
Исторический центр Москвы продолжают уничтожать. «Деловых людей» как магнитом тянет в самое сердце города, и они готовы выложить немалые деньги за возможность разместиться здесь с полным комфортом. Полный комфорт, как правило, предполагает подземную парковку, дворы с фонтанами, лифты с хрустальными потолками, бессчетное количество помещений – от складов до шоу-румов.
Дурной вкус требует разместить всё это хозяйство, напичканное электроникой и опутанное волоконно-оптическими кабелями, непременно в здании уникальной исторической архитектуры. Сделать это зачастую практически невозможно, и тогда на помощь приходит методика, ставшая для Москвы уже традиционной. Называется она «сохранение и регенерация историко-градостроительной среды». Здание сносят и на его месте строят другое, лишь фасадом напоминающее прежнее. Кто может сомневаться, что памятник архитектуры в таком случае безвозвратно исчезает? Однако московские власти уверены, что именно таким образом надобно сохранять историю и культуру, поэтому список зданий, подлежащих «регенерации», постоянно расширяется.
Несколько лет назад к такому «сохранению» с возведением очередного многофункционального делового центра окончательно приговорён ещё один комплекс зданий на Садовнической набережной. Как и снесённый квартал во владении 80/2, а также старинный дом 39, запланированные к уничтожению здания ветхими назвать нельзя, а вот по-своему уникальными – несомненно. Так, в одном из домов сохранились окна из редкого лунного стекла.
Нынешняя «архитектурная регенерация» по-московски – метод настолько варварский, что применить его к официально признанным памятникам не могут даже вандалы из московского правительства. Чтобы решить эту проблему и продолжить издевательства над культурно-исторической средой нашего города, специальная комиссия выискивает такие памятники и, поколебавшись для вида, вычёркивает их из культурного наследия. Лишившись официального охранного статуса, архитектурные сооружения старой Москвы оказываются совершенно беззащитными перед всеядными инвесторами.
Такими никому не нужными развалинами комиссия признала, например, Зеркальный театр сада Эрмитаж, здание которого помнит выступления Фёдора Шаляпина, Анны Павловой, Леонида Утёсова; «главный дом городской усадьбы XVIII-XIX веков» на Воздвиженке, принадлежавшее некогда деду Льва Толстого Николаю Волконскому; усадьбу графа Разумовского на Большой Никитской, которую зодчий Матвей Казаков включил в знаменитые «Альбомы» лучших зданий Москвы. Список можно продолжать долго…
Ещё в середине 2009 года правительственная комиссия поставила себе цель проредить список из 2,5 тысяч московских архитектурных памятников, освобождая место под строительство деловых, торговых и развлекательных центров. Сколько позиций осталось в этом списке, остаётся только гадать…