А.А. Рылов: связующая нить русской живописи
Лариса Адамова
29 января родился Аркадий Александрович Рылов (1870-1939) — русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.
Аркадий Рылов принадлежал к тем мастерам, которые сформировались как большие художники до Октябрьской революции и впоследствии органично влившиеся в русло советского искусства, создавая новые художественные ценности.
А. А. Рылов родился в селе Истобенском, недалеко от Вятки в лоне русской природы воспитывалась наблюдательность будущего пейзажиста. Он делает зарисовки с натуры, наброски в записных книжках. «Жизнь у костра, у воды, среди дикой нетронутой природы и воспитала во мне художника-пейзажиста»,— писал Рылов в своих «Воспоминаниях».
Поощряемый похвалами окружающих, Рылов решает стать художником. В 1888 г., по окончании реального училища, он отправляется в Петербург и поступает в Художественно-промышленное училище. Обучение было прервано в 1891 г. воинской службой. Еще отбывая военную службу, Рылов выдерживает экзамен в Академию художеств и учится в мастерской Куинджи.
К началу 1900-х годов Рылов уже сложившийся художник. «Зеленый шум» — самое значительное из созданных в это время произведений, картина, завоевавшая художнику известность. В тревожно-радостной приподнятости состояния природы в «Зеленом шуме» своеобразно сказались настроения и мироощущение передовых слоев общества накануне и в начале первой русской революции.
Почти одновременно с «Зеленым шумом» Рылов пишет большую картину — «Смельчаки». На ней изображены два охотника, на утлой ладье переплывающие Каму в бурную погоду. Поэзия смелости и отваги простых людей, красота их чувств и волевых характеров составляют внутреннее содержание полотна. Эта поэма о единоборстве человеческой силы и ловкости с разыгравшейся могучей рекой проникнута не менее бодрым настроением, чем картина «Зеленый шум».
После Октябрьской революции у Рылова начался новый творческий подъем. Расширилась тематика произведений. В 1918 г. он создал выдающееся произведение советской пейзажной живописи — «В голубом просторе». Картина эта стала одним из тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи. Подводя итог пережитому и прочувствованному художником, она стала вместе с тем его первым словом о новом, о тех впечатлениях и переживаниях, которые перед ним, пейзажистом, ставились новым миром, открывшимся с Октябрём.
Художник с большим именем, Рылов в советское время — неизменный участник всех значительных выставок.
В 1934 г. Рылов написал одну из первых картин, посвященных образу В. И. Ленина,— «Ленин в Разливе». В этой картине художник, всю жизнь отдавший поэзии природы, сумел воспеть новую жизнь и революционную борьбу за нее.
В произведениях «На страже Родины», «Трактор на лесных работах», «С донесением» и «Индустриальные огни на Волге» он ярко и правдиво отобразил жизнь Советской страны.
Академик А. А. Рылов, заслуженный деятель искусств РСФСР, воспитал многих советских художников. В своем творчестве он стал живой связующей нитью между дореволюционным и советским искусством.