«Лишние» дети Москвы
Татьяна Васильева
Представьте обычную московскую школу. Одиннадцать классов, три параллели. А теперь представьте, что все ученики этой школы одновременно выбежали на улицу с радостным криком «Ура, каникулы!». Мысленно увеличьте эту разновозрастную толпу школьников как минимум в 8 раз, и вы сможете представить себе то количество детей в Москве, которые не ходят не только в школу, но и домой, по той простой причине, что дома у них нет, а если есть, то идти туда совершенно бессмысленно – либо выгонят, либо покалечат.
По данным Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, в Москве насчитывается от 3 до 10 тысяч беспризорных детей. Более точную цифру специалисты назвать не могут, т.к. значительная часть московских беспризорников имеют постоянную прописку в Москве или Подмосковье, однако дома не появляются месяцами, предпочитая бродяжничество нищете, алкоголизму и деспотизму в семье. Довольно много среди московских беспризорников и приезжих — из соседних областей (больше всего из Тверской) и из стран СНГ (в основном с Украины).
По сравнению с 90-ми годами число беспризорников в Москве уменьшилось на порядок (тогда их было десятки тысяч), однако состав их и особенности поведения кардинально изменились. Сегодня на бродяжничество детей толкают не столько материальные причины (в доверительных беседах беспризорники признавались, что низкий достаток семьи их не особенно беспокоил), сколько сложившиеся условия, когда родители деградируют на глазах, теряя человеческий облик. При этом большинство детей не страдают патологической тягой к путешествиям. Их выбор был вынужденным, и они неоднократно пытались вернуться домой, испытывая естественную потребность общения с близкими людьми.
Большая часть детей (две трети) занимаются попрошайничеством. Одна пятая пытается заработать. Для 5% основной источник дохода – воровство. Более 30% занимаются проституцией. Особенностью современных московских бродяжек является то, что они тщательно скрываются, избегая каких бы то ни было контактов с социальными службами. Помощь принимают только от представителей благотворительных организаций. По рассказам этих немногочисленных благотворителей, условия жизни беспризорных детей ужасны.
Самое известное место в Москве, где живут беспризорники – платформа Серп и Молот. Некоторые, как и прежде, обитают на вокзалах (Курском, Павелецком, Ленинградском) и станциях метро («Проспект мира», «Царицыно», «ВДНХ»). Многие предпочитают чердаки или квартиры-притоны. Питаются нерегулярно и чем попало, одежду покупают редко – все деньги тратят на спиртное и наркотики. Клей уже никто не нюхает – в ночных аптеках свободно можно приобрести наркотические вещества.
Беспризорники часто болеют, убийства среди них не редкость. В среднем ребёнок на улице живёт от 7 месяцев до года. Дальнейшая судьба подавляющего большинства трагична.
Эксперты ООН считают, что ситуация с беспризорными детьми в Москве ухудшается. Число их в последнее время стремительно растёт. Глубокие социальные причины беспризорности практически не позволяют решить эту проблему даже частично. Все государственные программы по борьбе с этим явлением оказались неэффективными.
Впрочем, власти предпочитают делать вид, что проблемы не существует. Чиновники заявляют что беспризорность постепенно сходит на нет, поскольку сегодня дети не торгуют газетами на улице и не моют стёкла машин на перекрёстках.
Всего в России сегодня, по оценкам МВД число беспризорников возрастает и сейчас составляет 2,17% от общего числа детей (607 тыс. из 28 млн). Независимые эксперты называют цифру в 3 раза большую.