Ференц Лист. Он не брал платы с учеников
Лариса Адамова
22 октября родился великий венгерский композитор, гуманист Ференц Лист (1811-1886).
«Трудно представить себе, насколько этот маститый старик молод духом, глубоко и широко смотрит на искусство… насколько он жаден и чуток ко всему новому, свежему, жизненному…» — так писал о Ференце Листе великий русский композитор А. П. Бородин в 1877 г.
Френц Лист был не только замечательно одаренным композитором, но и гениальным пианистом, даровитым дирижером, блестящим педагогом, талантливым музыкальным писателем и неутомимым общественным деятелем. Огромная творческая и исполнительская деятельность Листа протекала в разных городах и странах Европы.
В 1830 г. он живет в Париже, крупнейшем центре мировой культуры. Там Лист знакомится с Шопеном, Бальзаком, Гюго и Гейне. С конца 40-х г. Лист — в Германии, в Веймаре. Здесь он общается с Вагнером, Берлиозом, Сметаной и другими выдающимися музыкантами. Последние годы жизни композитор провел в Риме. Но он никогда не переставал любить родную Венгрию, где прошли его детские и юношеские годы. Лист приезжал на родину с концертами. Много сил вложил он в развитие венгерской музыкальной культуры. Так, он принимал активное участие в организации консерватории в Будапеште. Бессмертной заслугой Листа является то, что он положил основание венгерской национальной музыкальной классике, вывел венгерскую музыку на широкую мировую арену. В творчестве Листа ярко воплощена тема Родины. В знаменитых «Венгерских рапсодиях» — этих «балладах-сказках» о Венгрии, как назвал их советский музыковед Б. В. Асафьев, с изумительным мастерством запечатлены картины народной жизни. В рапсодиях чрезвычайно ярко отразились характерные особенности народных венгерских танцев и песен, особенности игры на национальных инструментах.
Лист был убежденным приверженцем программности в инструментальной музыке, т. е. связи ее содержания с объявленной программой, почерпнутой из произведений литературы, живописи, а также основанной на собственных жизненных впечатлениях. Так, «Первый год странствий. Швейцария» — один из циклов знаменитых листовских фортепьянных пьес «Годы странствий» — непосредственно связан с впечатлениями, полученными композитором от швейцарской природы. Программы многих симфонических поэм Листа составлены по произведениям знаменитых писателей и поэтов, таковы симфония «Фауст» — по Гете, симфоническая поэма «Прелюды» — по Ламартину.
Большую художественную ценность представляют обработки Листа для фортепьяно произведений других авторов — прелюдий, фуг и органных произведении Баха, песен Шуберта, Шумана, Мендельсона, симфоний Бетховена и Берлиоза, а также блестящие свободные фантазии на темы опер, например. «Дон-Жуана» и «Свадьбы Фигаро» Моцарта, «Риголетто» Верди. Фортепьянную игру Листа отличала не только блестящая виртуозность, но и замечательная образная яркость и глубина. В своем искусстве Лист был большим новатором, открывшим неведомые дотоле выразительные возможности фортепьяно. У Листа оно зазвучало как мощный инструмент, по богатству красок близкий к звучанию оркестра. Лист воспитал целую плеяду замечательных музыкантов. Платы с учеников он никогда не брал.
Необыкновенно гуманный, чуткий и отзывчивый художник, Лист всегда очень внимательно относился к музыкальной культуре различных национальностей. Многие композиторы находили у него поддержку, как моральную, так и материальную. Так было, в частности, с крупнейшим чешским композитором Сметаной. Лист одним из первых оценил талант великого норвежского композитора Грига, горячо и неустанно пропагандировал музыку Шопена, о творческом облике которого он написал талантливую книгу.
С огромной симпатией относился композитор к русской музыкальной культуре. Лист трижды приезжал в Россию. Он распознал гениальность Глинки, назвав его «патриархом-пророком музыки в России», высока ценил творчество Даргомыжского, восхищался «храброй русской музыкальной фалангой» (так он называл знаменитую «могучую кучку»). Лист предвидел великое будущее русского искусства: «У вас,— говорил он Бородину,— живая жизненная струя; у вас — будущность…».
Память о великом музыканте всегда будет жить в сердце каждого, кому дорого искусство.