Что разделяет суррогатное материнство?
Татьяна Васильева
«Я увидела её выходящей из золотистой Ауди, в великолепном сверкающем сари, с огромным жемчужным ожерельем на шее» — так описывает корреспондентка Reuters доктора Пател, женщину, которая сделала себе имя и состояние на суррогатном материнстве.
Доктор Наяна Пател и её муж владеют клиникой в небольшом индийском городе Ананд, расположенном в штате Гуджарат. Клиника, по сути, представляет собой фабрику по производству детей. В её стенах сотни бедных индийских женщин вынашивают и рожают суррогатных детей для богатых клиентов из 30 стран мира.
Клиенты, желающие завести суррогатного ребёнка, присылают в клинику свой биологический материал и около 28 тысяч долларов. Искусственно оплодотворённую яйцеклетку подсаживают суррогатной матери, которая производит ребёнка, получая за свою работу 7-8 тысяч долларов. С 2004 года фабрика «сделала» более 500 детей.
Для женщин, которые приезжают в клинику наниматься на работу, такой заработок представляется поистине огромным. Все они остро нуждаются в средствах, чтобы содержать и воспитывать своих собственных детей. Так, жена местного водителя, который зарабатывает 38 долларов в месяц, сейчас вынашивает ребёнка для богатой пары из Японии. Семья бедной индийской женщины живёт в крошечной лачуге без окон. В школу ходит только её сын. За суррогатного ребёнка 31-летняя Дакша получит 7200 долларов. На эти деньги они с мужем планируют построить дом и отдать в школу двух дочерей. «Мне всё равно, что скажут соседи и родственники, — говорит Дакша, — не им кормить мою семью».
Все девять месяцев работницы фабрики живут отдельно от своих семей в корпусах клиники. Некоторые женщины рассматривают этот период как возможность отдохнуть от своей тяжёлой жизни. Другие сильно скучают по своим близким… Но несколько тысяч долларов – это та сумма, ради которой эти женщины готовы на всё. А на работодателя — доктора Пател — в городе молятся, как на икону.
Журналисты часто навещают клинику, которая стала центром суррогатного материнства. Настоящее промышленное производство детей, очевидная эксплуатация женщин, которые рискуют своим здоровьем и жизнью ради такого заработка, чаще всего вызывают возмущение. Впрочем, сама владелица фабрики говорит: «В этом нет ничего аморального. Женщины помогают друг другу. Одна не имеет возможности родить ребёнка, другая не имеет возможности жить хорошей жизнью. И когда в результате рождается прелестный малыш, что в этом может быть плохого?»
Кажется, все довольны… И предприимчивая доктор Пател, похоже, прежде всего. Но на чём главным образом держится её бизнес – на спросе со стороны состоятельных клиентов, которые по той или иной причине предпочитают заводить детей таким образом, или на нужде суррогатных матерей? Одно неотделимо от другого.
Или суррогатное материнство может стать обыденной профессией в будущем? При капитализме всё возможно, а судя по некоторым тенденциям в обществе, такая профессия может стать просто необходимой.
Углубляющееся разделение труда – процесс неизбежный. Но зашедший в тупик капитализм способен в дальнейшем лишь углублять разделение… человеческого счастья.