Неистовый Виссарион и «Отечественные записки»
Лариса Адамова
11 июня 1811 года родился Виссарион Григорьевич Белинский — русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ.
«Статьи Белинского,— вспоминал Герцен,— судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25-го числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли «Отечественные записки»; тяжелый номер рвали из рук в руки.— «Есть Белинского статья?» — «Есть»,— и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами…». С приходом В. Г. Белинского в «Отечественные записки» начался один из самых блистательных периодов в жизни журнала. В своих статьях — общие обзоры русской литературы за 1840—1845 гг., о творчестве Лермонтова, Пушкина, Гоголя…— он решал не только литературно-эстетические, но и все «проклятые» вопросы русской жизни той эпохи. «Неистовый Виссарион» стремился пробудить политическую активность у читателей, воспитывать их в духе непримиримости ко всем проявлениям крепостничества в общественной жизни, идеологии, быту.
В журнале печатались лучшие художественные произведения, созданные в 40-х годах. Опубликованы «Бэла», «Тамань», «Фаталист» М. Ю. Лермонтова, десятки стихотворений поэта; почти все ранние произведения Ф. М. Достоевского, среди них «Двойник», «Господин Прохарчин», «Белые ночи», «Неточка Незванова», «Записки одного молодого человека»; часть романа «Кто виноват?», замечательные философские работы «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы» А. И. Герцена… Однако уход Белинского в журнал «Современник», отъезд за границу Герцена, резко усилившийся цензурный террор привели издание к упадку.
Новый период в истории «Отечественных записок» наступил в конце 60-х годов, когда редакторами журнала стали Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. Вновь, как и прежде, были привлечены выдающиеся литературные силы: Д. И. Писарев, Г. И. Успенский, А. Н. Островский, Н. К. Михайловский. Успех издания у читателя определился почти сразу, тираж вырос с двух до шести тысяч. Центральное место в журнале занимали произведения Некрасова и Салтыкова-Щедрина, которые живо откликались на многие вопросы, волновавшие современников. На страницах журнала была представлена настоящая галерея типов и образов, порожденных российской действительностью: Колупаевы, Разуваевы — олицетворявшие капиталистическое хищничество; тупость и реакционность царской бюрократии раскрывал образ ретивого начальника, вознамерившегося закрыть Америку; торжествующая свинья символизировала наступившую в начале 80-х годов реакцию.
«Это был почти единственный орган русской печати,— отмечалось в нелегальной газете «Народная воля»,— в котором сквозь дым и копоть цензуры светилась искра понимания задач русской жизни во всем их объеме».