Ярослав Гашек. Признание после смерти
Лариса Адамова
130 лет назад, 30 апрея 1883 года , родился Ярослав Гашек — чешский коммунист, писатель-сатирик, драматург, фельетонист, журналист, комиссар Красной Армии.
Арестованный за «государственную измену» Йозеф Швейк, глядя с наивным простодушием в глаза тупоголовому полицейскому чину, заявляет: «Меня освободили от военной службы за идиотизм. Особой комиссией я официально признан идиотом. Я — официальный идиот».
Бесконечные убийственные аналогии и притчи, крепко поперченные народным юмором уклоняющегося от военной службы «идиота», всякий раз ставят в тупик предстающую во всей своей уродливой обнаженности целую галерею власть предержащих — сыщиков, полицейских, врачей, военных начальников от фельдфебеля и до самого «генерала от сортиров».
Щедро наделенный чертами неистребимого народного здравого смысла, «маленький человек» Швейк своим кажущимся простодушием с язвительной иронией и сарказмом клеймит прогнившую политическую систему буржуазной Австро-Венгрии, пришедшей к началу первой мировой войны к своему окончательному развалу.
Наивность Швейка перерастает в издевательство над теми, кто им понукает. Бравый «защитник престола» не забывает при этом и самого «коронованного осла» — императора Франца Иосифа, о котором он говорит: «Умным-то он вообще никогда не был, но эта война его наверняка доконает».
Определяя значение «Бравого солдата Швейка», писатель-коммунист Юлиус Фучик сказал: «Швейк — тип общественный, а не книжный, он существовал и до Гашека, существовал бы и без Гашека. Заслуга Ярослава Гашека именно в том, что он сумел гениально его разглядеть в жизни и поместить в такую обстановку, в которой проявились все основные черты его характера. Благодаря этой особенности «Бравый солдат Швейк» станет когда-нибудь хрестоматийным произведением, и преподаватели истории будут на нем демонстрировать разложение класса буржуазии и буржуазной армии, которая была ее последним козырем».
Ярослав Гашек родился в семье преподавателя частной гимназии в Праге. После смерти отца он идет в услужение в аптеку, а затем поступает в коммерческое училище, которое заканчивает в 1902 г. В печати выступил впервые в 1900 г. К образу своего главного литературного героя, подсмотренного в долгих скитаниях по стране, в дешевых кофейнях и «на дне» пражских кабачков, в солдатских казармах и в окопах на фронте, Гашек придет нелегким путем мятущегося интеллигента. До этого он опубликует сотни путевых очерков, рассказов, фельетонов, в которых зло и едко высмеивает антинародную политику буржуазных партий, декадентство, лживость церкви и духовенства. В 1911 г. в цикле юморесок впервые и появится образ Швейка. Но впереди еще будут годы и годы пережитого и передуманного. «У Ярослава Гашека,— пишет М. Шагинян, советская писательница,— все его творчество в высочайшей степени автобиографично. У него нет, кажется, ни одного рассказа, ни одного сюжета, ни одной темы, в которых он не был бы прямым, непосредственным участником».
В 1915 г. Гашек был призван в австро-венгерскую армию и направлен в 91-й пехотный полк, куда он определил и Швейка. Попав на фронт, Гашек вскоре сдается в плен русским солдатам. Свершившаяся в России Великая Октябрьская социалистическая революция оказала решающее влияние на его судьбу и творчество. В марте 1918 г. Гашек становится членом Чехословацкой коммунистической секции РКП(б) и вступает в ряды Красной Армии. Он говорил, что прошел путь «от Симбирска до Иркутска с армией, где на моих плечах лежал груз различных важных партийных и административных заданий…». Он заведовал типографией, был лектором, помощником коменданта города, редактором и издателем газет… Свое разящее перо сатирика и публициста-интернационалиста он отдает на службу революции, клеймя и разоблачая ее разномастных врагов.
В 1920 г. Гашек возвращается на родину. Реакционная пресса встретила его клеветой и издевательской бранью. Превозмогая жизненную неустроенность и тяжелую болезнь, он до последнего дня своей жизни работает над романом «Похождения бравого солдата Швейка». Всемирное признание к нему придет уже после его смерти.