Рафаэль: Певец гармонии
Лариса Адамова
530 лет назад, 28 марта 1483г. родился великий итальянский живописец, график и архитектор Рафаэль Санти.
Рафаэль — один из величайших художников всех времен и народов, с наибольшей полнотой и совершенством воплотивший в своем творчестве художественные идеалы итальянского гуманизма эпохи Возрождения, эпохи, которая была, по выражению Ф. Энгельса, величайшим культурным переворотом, пережитым до того человечеством.
Представление о самых светлых идеалах итальянского Возрождения неизменно связывается в нашем сознании с его именем. Певец гармонии, Рафаэль воплотил в своем творчестве возвышенные представления о свободном человеке, о его физическом и духовном совершенстве, о его исключительном месте в окружающем мире.
Художник прожил короткую жизнь — всего лишь тридцать семь лет. Но за это время он оставил огромное художественное наследие, многое успев сказать людям.
Рафаэль Санти родился в маленьком городке Урбино. Любовь к искусству и первые профессиональные навыки привил ему отец, придворный живописец и поэт. Молодой Рафаэль учится и у других мастеров и завершает обучение в мастерской известного Перуджино. Его первые самостоятельные работы, в том числе хранящаяся в Эрмитаже «Мадонна Конестабиле», лиричны, исполнены тонкой поэзии. Настоящее творчество началось во Флоренции, колыбели итальянского Возрождения, куда Рафаэль приехал в 1504 г. и где в течение четырех лет, совершенствуясь, плодотворно творил, прославив свое имя серией мадонн: «Мадонна Грандука», «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница». Более пятнадцати композиций написал он за эти годы, создав в бесконечном разнообразии мотивов пленительный и глубоко лирический образ материнского счастья. Одних этих мадонн, наверное, было бы достаточно, чтобы обессмертить имя Рафаэля,— он вложил в них всю нежность своей души, все волшебство своей кисти.
Когда художнику было 25 лет, его пригласили в Рим, который к 1508 г. становится новым центром итальянского Возрождения. Бурное строительство, огромный размах художественных работ, сопровождающие правление папы Юлия II, привлекли в Вечный город много художников. Среди них Рафаэль вскоре становится одним из первых. Его деятельность в Риме предельно интенсивна и разнообразна.
Грандиозный размах отличает его фресковые росписи в Ватикане, а затем — во многих дворцах и церквах Рима. В фреске «Афинская школа» Рафаэль изобразил собрание философов древнего мира на фоне величественного архитектурного сооружения. В центре стоят Платон и Аристотель, на ступеньках расположился Диоген, в левых группах наверху — спорящий Сократ, а на первом плане — Пифагор, справа же, внизу,— астрономы, математики и сам художник.
Дальнейшее развитие получает тема мадонны с младенцем, увенчавшаяся созданием «Сикстинской мадонны», высшего достижения художественного гения Рафаэля. Спускаясь с облаков, мать бережно несет своего младенца.
У нее чистое девически-наивное широко раскрыты темные глаза. В них печаль и тревога. Она предвидит трагическую судьбу своего ребенка и все же несет его людям. Лицо ее сына не по-детски серьезно. Но трагическое предчувствие не определяет настроение картины — оно лишь оттеняет удивительную душевную мягкость матери, красоту ее духовного мира.
«Сикстинская мадонна» была написана для церкви при монастыре святого Сикста в городе Пьяченце — отсюда название картины. В этой церкви она находилась до 1754 г., когда, несмотря на протесты итальянской общественности, была продана монахами в Дрезден где стала украшением замечательной картинной галереи.
Летом 1955 г. «Сикстинская мадонна» Рафаэля вместе с другими картинами Дрезденской галереи, спасенными от гибели воинами Советской Армии во время Великой Отечественной войны была временно выставлена в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Сотни тысяч советских зрителей имели возможность видеть картину в подлиннике, почувствовать неувядаемую красоту великого творения Рафаэля.
Благородная простота присуща и многочисленным портретам мастера. Рафаэль был разносторонним художником. Он был не только гениальным живописцем, но и талантливым архитектором. В 1514 г. он стал главным руководителем и архитектором при постройке собора святого Петра в Риме, ведал археологическими раскопками и охраной античных памятников, в его мастерской обучалось много учеников. В последние годы он становится признанным главой всей римской художественной школы.
Когда Рафаэль умер, оплакиваемый всем Римом, один из современников художника написал: «Окончилась его первая жизнь; его вторая жизнь в его посмертной славе будет продолжаться вечно в его произведениях…»