Т.Краус: Капитализм не поддаётся реформированию
Олег Комолов
В продолжение серии материалов, посвящённой развитию современной экономической мысли, публикуем интервью с венгерским марксистом, общественным деятелем, доктором исторических наук Тамашом Краусом
Ранее мы знакомили наших читателей с позициями таких экономистов, как Дж. Соммерс, Г. Колодко, Дж. Стиглиц, Дж. Малган. В отличие от них Т. Краус не ограничивается рассуждениями о недостатках современной экономики, а ставит вопрос о порочности всей системы капитализма, а также о невозможности преодоления противоречий этой системы путём её реформирования.
Комстол: Что не так с механизмом современной мировой экономики?
Т. Крауc: Наша экономика вовсе не современна — в том смысле, что она остаётся старой доброй мировой капиталистической экономикой. Это означает, что базовые механизмы современной экономики остались прежними: стремление к прибыли подчиняет себе социальную, экономическую и экологическую стороны. Проанализировав проблему, Иштван Месарош в своей знаменитой книге пришёл к выводу, что система капитала, сам капитализм находятся в состоянии структурного кризиса. В сущности, эта система не поддаётся реформированию.
«Современная экономика» имеет, однако, новую черту, а именно — направляющую силу транснациональных корпораций. Транснациональный капитал способен перемещать производство из одного региона в другой и тем самым перемещать создаваемые им дисбалансы. В результате, неизбежные кризисы ориентированного на прибыль капиталистического производства появляются на периферии и полу-периферии высокоразвитых регионов – несмотря на тот факт, что эти кризисы спровоцированы действиями гигантских капиталистических корпораций из богатого центра.
Примеров такого переноса можно привести множество: начиная с задолженностей развивающихся стран в 1970е, продолжая «потерянным десятилетием» 80-х, когда развивающиеся страны-должникиуплачивали капитальные долги и проценты развитым странам и 90-ми, когда страны Восточной Европы были интегрированы в глобальную систему капитализма вплоть до 2000-х, когда кризис начал концентрироваться на периферии еврозоны. Каждый также знает, что финансово-экономический кризис 2008 года открыл период растущего неравенства и бедности.
Ключевая причина всех кризисов, однако, кроется в логике системы производства, ориентированной на извлечение прибыли. Она постоянно сокращает долю труда (в форме зарплат) в добавленной стоимости и этим подрывает спрос на рынке, при том что достаточный спрос совершенно необходим капитализму для нормального функционирования.
Комстол: Что необходимо сделать для того, чтобы улучшить ситуацию?
Т. Крауc: Многие экономисты и политики уверены в том, что причина нынешнего кризиса заключается в либерализации финансовой системы. Основываясь на этом утверждении, они пытаются регулировать банки и финансовые институты. Однако с этим связаны две существенные проблемы.
1. Они не понимают природу капиталистического производства, источников финансовой системы и связей между финансовым и производственным капиталом.
2. Они не принимают во внимание, что процесс либерализации представлял собой определённую форму регулирования.В связи с этим они не способны ответить на вопрос: почему произошла либерализация, кто и зачем хотел бы и мог бы отменить её и установить новое регулирование финансовой системы. Кроме того, эти политики и экономисты не учитывают того, что ещё в 1971 году Дж. Тобин предложил вести слабое и очень мягкое регулирование для борьбы со спекуляциями, однако до сих пор этого сделано не было. Десятилетиями не принимается никаких мер в отношении стран с пониженным уровнем налогообложения, несмотря на то, что такие налоговые убежища губительны не только для бедных, но и для развитых стран, а ведь регулирование налоговых оазисов (их запрещение) было бы легко осуществить с помощью многосторонних международных соглашений.
Если исходить из утверждения о том, что кризис и политика жёсткой экономии являются неизбежными следствиями самой природы капитализма, то решение всех социальных проблем должно быть направлено против его природы:
— Мелкие и средние капиталисты также страдают от олигополистической власти транснациональных корпораций — как производственных, так и финансовых.
— Первым шагом должно стать объединение всех социально-экономических слоёв против транснациональных корпораций. Для того чтобы подорвать олигополистическую власть транснациональных корпораций необходимо принять следующие меры:
— Ввести тяжёлое налогообложение на большие доходы
— Ликвидировать налоговые убежища посредством принятия международных законов, запрещающих любые сделки с компаниями, чьи деньги перечисляются со счетов банков, зарегистрированных в странах с пониженным уровнем налогообложения.
— Жёстко регулировать зарплаты и трудовые отношения в пользу трудящихся.
Финансировать специальные банки развития, ориентированные на поддержку производства продукции первой необходимости (например, продуктов питания), а также резервные банки для людей, получающих фиксированную зарплату, и других мелких вкладчиков под их управлением.
Потребовать от властей помощи в организации кооперативов и иных форм общественного производства за счёт передачи им в пользование средств производства (землю, машины и пр.), особенно в тех регионах, где люди не имеют возможности найти достойную работу.
Потребовать, чтобы в высших и региональных органах власти были представители трудящихся с гарантированным правом голоса.
Впрочем, рассчитывать на перемены в рамках существующей мировой системы не стоит. Перемены означают изменение всей системы, как на локальном, так и на глобальном уровне.
Комстол: Какая философия должна быть взята за основу при формировании новой экономической политики?
Т. Крауc: Главное — люди. Люди, а не прибыль. Иное общество возможно построить. Обобществлённое производство означает обобществлённую собственность на средства производства. Государственная или рыночная собственность — ложная альтернатива. Насилие и войны применяются для того, чтобы установить контроль над рынками, природными ресурсами, для того, чтобы эксплуатировать людей и природу. Это порождает классовую борьбу, межнациональную рознь, нищету и безработицу, растущее неравенство, криминализацию повседневной жизни, разрушение окружающей среды и т.д. В качестве альтернативы современному капитализму мы должны создать новую систему многоукладной экономики, состоящей из государственной собственности, используемой в общественных интересах, частной собственности, используемой в рамках рыночной формы производства, а также разнообразных свободных форм кооперативной и саморегулируемой собственности, организованной производителями, рабочими.
Такое радикальное изменение устройства общества, мировой и национальных экономик позволит спасти человечество от самоуничтожения.В течение последних десятилетий мы были свидетелями кризисов и катастроф государственного социализма и капитализма в разных частях света. Сегодня задача состоит в том, чтобы, чтобы найти альтернативу обоим путям: tertiumdatur (третье дано) – исторический опыт подсказывает нам, что она заключается в введении общественного контроля над собственностью, над производственным процессом.
В своей великой работе «После капитала» («Beyondcapital») Мессарош, развивая марксистскую теорию, подчёркивает возможность построения работающей общественной модели, описанной выше. Такая теория широко поддерживается многими людьми, однако она не имеет под собой сильного социального движения, из-за этого складывается впечатление, что человечество движется к самоуничтожению. И это не пустая угроза, это тоже возможный вариант развития…
Комстол: Каковы шансы на успех и как достичь его?
Т. Крауc: Шансы огромны, поскольку нет иного способа положить конец разрушительным кризисам и нищете, кроме борьбы против диктатуры рынка, прибыли, одним словом, против капитализма. Это не вопрос убеждений. Это вопрос, который стоит перед человечеством. Когда люди увидят коллапс капиталистической системы, им придётся делать выбор – провернуть в сторону фашистского\диктаторского\религиозного\этнического управления современным капитализмом или же к коллективному социальному возрождению. Мы должны понимать, что это непростая задача — нет ничего хуже человеческой наивности. Сегодня главная проблема заключается в том, что нет ещё движущей, организующей силы третьего пути.
Однако исторический опыт свидетельствует, что такая сила может скоро появиться в условиях приближающегося краха. Если люди не смогут организоваться против иррациональной, разрушительной системы, она продолжит своё существование в своих логических проявлениях — экономических и вооружённых противостояниях за рынки и природные ресурсы. Переделмирауженачался – вспомнитеАфрику.
Каждое действие начинается с мысли. Смелость мысли – это первый смелый шаг. Если мы поймём, где мы и каковы наши цели, мы будем знать, что делать, и будем уверены в необходимости того, что мы делаем. Именно это имел в виду Иисус, когда 2000 лет назад говорил о «вере с горчичное зерно»…