Другие новости

Н.А. Некрасов: «Я духом бодр и жив. Я думаю… Мечтаю…»

10 декабря 2012 01:23
Елена Нестерова


10 декабря 1821 года родился русский поэт, писатель и публицист Николай Алексеевич Некрасов.

Верстах в пятнадцати от Ярославля, по обе стороны Большой московской дороги, привольно раскинулось село Карабиха. С этим уголком земли навсегда связано имя великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Сюда, обычно летом, он приезжал из Петербурга на протяжении пятнадцати лет. Возок поэта, звеня колокольцами, бубенчиками, обгоняли лихие помещичьи и почтовые тройки. Но чаще по старой «столбовой» дороге тянулись обозы с кладью, крестьянские телеги с домашним скарбом…

Говорят, именно эта дорога «подарила» Николаю Алексеевичу зачин его известнейшей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Будто бы точно здесь сошлись семеро мужиков — ее главные герои.

Впервые проехав этим живописнейшим путем в 1849 году, Александр Николаевич Островский записал в своем дневнике: «…Не доезжая до Ярославля верст 8, открывается такой восхитительный вид… во все стороны, что невольно расчувствуешься».

Действительно, места вокруг такие, что поневоле настраивают на поэтический лад. С горы Поклонной, что совсем поблизости от города, хорошо виден и сам Ярославль и окружающие его лесистые холмы, поля, рощи, равнины, отлого спускающиеся к Волге. В этом-то великолепии среднерусской природы и расположилось село Карабиха, радуя глаз окружающим его привольем.

От села к усадьбе шла прямая дорога, тенистая от посаженных вдоль нее берез. А у въезда в имение стояла старая церковь. Пять куполов ее и белеющие стены Некрасов видел еще издали, подъезжая к Карабихе.

Поместье это, построенное князем Михаилом Голицыным еще в XVIII веке, Николай Алексеевич приобрел в 1861 году у его наследников, намереваясь, как сообщал в письме к отцу, по 6—7 месяцев в году проводить в деревне.

Для своей загородной усадьбы Голицыны выбрали прекрасное место. Да и планировку всей её территории делал опытный архитектор. Поэтому все множество больших и малых зданий поместья красиво «вписалось» в окружающие пейзажи и даже придали им новую прелесть и очарование.

На высокой горе, окруженной старым парком, построили княжеский двухэтажный каменный дом с колоннами, бельведером. К одной из веранд вели обсаженные георгинами каменные пути-подъезды. При Голицыных по ним въезжали прямо на балкон блестящие кавалькады, чтобы гости могли «поцеловать ручку сиятельной княгине». С двух сторон к зданию примыкали каменные флигели, соединенные с ним двухъярусными галереями…

…Николаю Алексеевичу понравился восточный флигель, и он разместился там, полностью уступив усадьбу вскоре после покупки младшему брату. Федор Алексеевич с многочисленным семейством жил там круглый год и занимался хозяйством, которое требовало постоянной заботы и внимания.

Его жена Наталья Павловна оставила подробные воспоминания о своем знакомстве с Николаем Алексеевичем и его жизни в Карабихе.

«…Поэт был ростом выше среднего, моложавый, с живыми черными глазами… почти бронзовым цветом лица… Он был приветлив, общителен… Обеды наши были оживлены и веселы; почти всегда на них присутствовал третий брат, Константин, который жил в Ярославле, но большей частью находился в Карабихе, и почти всегда бывал кто-нибудь из хороших знакомых.

После обеда мы уходили в парк, гуляли по его аллеям, спускались к пруду или на родник, питавший его, где широкая прозрачная струя холодной воды, вытекая с горы невидимо откуда, попадала в желоба и оттуда каскадом с шумом и брызгами падала на землю и ручьем по песку и камням устремлялась в пруд. Из пруда по другому ручью вода бежала в речку Которосль — приток Волги. В самую жаркую пору у родника было прохладно, вероятно, благодаря могучей растительности, вызванной к жизни теплом, обилием влаги и тучной землей на склонах оврага. Под вековыми деревьями, склонившимися над скрытым зеленью ручьем, стояла скамейка, на которой поэт любил посидеть и выкурить сигару. Потом мы поднимались в гору ближе к дому, заходили на площадку, устроенную у каменной ограды парка, и любовались чудным видом».

Наталья Павловна говорит здесь об одном из двух парков имения — нижнем, расположенном позади княжеского дома. Извилистые дорожки, живописно разбросанные по зеленым лужайкам могучие вязы, старые липы, густо поросший орешником овраг, из которого ключевая вода бежала в искусственный пруд, делали прогулки по парку удивительно приятными.

Напротив главного входа в дом находился другой парк — верхний, со множеством тенистых аллей — березовых, еловых. При жизни Николая Алексеевича он был открыт для крестьян. И они устраивали здесь по праздникам гулянья с каруселью и хороводами. Не раз был поэт их гостем, смотрел на игры молодежи, слушал песни. Со многими крестьянами Николай Алексеевич познакомился и когда бродил по необъятным просторам ярославской земли с ружьем и охотничьими припасами в одиночку или в сопровождении местных старожилов-охотников.

Какой восторг! За перелетной птицей
Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей,
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав. Я думаю… Мечтаю…

Природа успокаивала, давала душе отдохновение. Некрасов чувствовал себя здесь привольно и свободно. Он любил Карабиху за ее «врачующий простор». Волновали воображение и исторические предания, хранимые памятью людской.

По земле Ярославской в начале XVII века проходили полки народного ополчения, возглавляемые Мининым и Пожарским. Они шли на бой с польскими и литовскими интервентами. Карабиху не раз дотла сжигали отряды польских воевод Лисовского и Сапеги. Предполагают, что именно на Карабихской горе в середине XV века разразилась битва между князем Дмитрием Шемякой из Галича, боровшемся за великокняжеский престол с московским князем Василием Темным.

Но не только давно ушедшие времена волновали воображение поэта. Исходив многие версты по Ярославскому краю, Некрасов лучше узнал жизнь русского крестьянина, благородство, доброту и бескорыстие простого человека. Познакомился с сельскими ребятишками, с детства узнавшими изнурительный труд, увидел прекрасных русских женщин, печальную долю которых, щедрые сердца и высокую душу воспел во многих своих произведениях.

В Карабихе родились поэмы «Русские женщины», «Мороз, Красный нос», «Дедушка», первая часть «Современников», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Калистрат», «Возвращение»… Здесь же поэт работал и над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

Многие книга, документы, памятные вещи Николая Алексеевича, связанные с этой эпохой его творчества, жизни, после кончины поэта бережно хранились в Карабихе в семье Федора Алексеевича Некрасова. Затем усадьба перешла к одному из его сыновей — Борису Федоровичу. Но вся многочисленная семья Федора Алексеевича и его вдова продолжали жить в Карабихе.

В 20-х годах на территории имения была организована коммуна «Бурлаки». Затем бывшую усадьбу передали детскому дому, позже здесь разместился совхоз «Новый север».

В первый же послевоенный год, несмотря на трудности, переживаемые страной, правительство приняло постановление об организации в Карабихе Музея-усадьбы Н.А. Некрасова. На протяжении ряда лет здесь собрали бесценные реликвии, связанные с его именем. Особенно изменилась Карабиха за последние годы. Внимательно изучив документы, реставраторы восстановили главное здание музея, обновили ветхие постройки усадьбы. Вычищены пруды, благоустроена территория, посажены вместо состарившихся молодые деревья в парках, поставлены ограда и каменные ворота усадьбы.

Словом, Карабиха ныне такая, какой была при Николае Алексеевиче. И идут к нему, как к живому человеку, люди со всех концов нашей Родины и из-за рубежа. Идут, чтобы лучше узнать прекрасного поэта, со страстью щедрой души любившего Отчизну и русский народ, которым он и посвятил все песни своей лиры.

 

3 комментария
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU