История одной пушки
Олег Комолов
Ко дню артиллерии (19 ноября). Макс Поляновский, 1962 год.
История эта не выдумана. Люди, которые в ней фигурируют, живут и здравствуют.
Живет в Одессе семья рабочего Андриенко. Во время войны ее вместе с заводом эвакуировали в далекий тыл. Весной 1944 г. наши войска освободили от фашистов город-герой Одессу.
Люди вернулись домой и увидели тяжелую картину. Были разрушены общественные здания, жилые дома. По улицам трудно было продвигаться даже пешком.
Чтобы расчистить город от завалов, одесситы организовали субботники. Вместе со взрослыми участвовали в них и пионеры.
Однажды при разборке дома девятилетний пионер Толя Андриенко нашел среди камней, щебня и штукатурки большую металлическую банку. Думал, что в ней порох или взрывчатка. Но в банке оказался настоящий клад: кольца, браслеты, медальоны, крестики, цепочки, и все из чистого золота. Но еще больше было там золотых коронок и мостов, выбитых вместе с зубами… Лежал там сверток с излучавшими сияние камешками — бриллиантами.
На самом дне обнаружили записку. Перевели написанное в ней на русский язык и все поняли:
…Гитлеровский бандит грабил советских людей, выдирал у живых и мертвых золотые зубы. Все наворованное он сложил в банку и тщательно ее запаял. В записке негодяй указал свой заграничный адрес, чтобы отослали к нему домой эти сокровища в случае его гибели. По-видимому, на советской земле его и прикончили.
«Клад», оцененный в сотни тысяч рублей, семья Андриенко сдала в фонд обороны Родины.
Вскоре отец Толи получил от своего старшего брата письмо с фронта. Сержант Устин Андриенко, командир орудийного расчета, сообщил, что он жив, здоров, хотя ранен.
Вражеский снаряд прямым попаданием накрыл его орудие, расстреливавшее фашистские танки.
Толя переживал: вернется дядя скоро в полк, а пушки у него нет. Как же он будет дальше воевать?
Мальчик написал письмо в Москву: «Прошу на деньги от моей находки купить пушку и послать ее в часть, где служит мой дядя».
В начале 1945 г. сержант Андриенко получил новую пушку. К ее щиту была привинчена металлическая дощечка с надписью:
«Моему дяде Андриенко Устину Федоровичу. Пусть мой скромный подарок ускорит разгром фашистской Германии. Ваш племянник Толя Андриенко».
Это орудие артиллеристы прозвали Толиной пушкой. Она помогала Советской Армии выбивать фашистов из трех столиц — из Будапешта, Вены и Праги.
Окончилась война. Сержант Устин Андриенко демобилизовался, вернулся на завод под Харьков.
Пушка осталась, конечно, в полку. И новое пополнение артиллеристов, пришедшее после войны, знало историю этого орудия. Когда Толе исполнилось 16 лет, они пригласили к себе в гости «хозяина пушки». Находясь там, Толя высказал свое желание стать артиллеристом. Ему помогли в этом. Получив соответствующую подготовку, Анатолий проходил службу в одном из артиллерийских подразделений.
Обо всем этом мною написана книга под названием «Толина пушка». Если будете в Ленинграде, сможете эту пушку увидеть: она стала недавно экспонатом артиллерийского музея.