Жалоба на ХХС обернулась уголовным преследованием
Сергей Корнеенко
В отношении Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) и его председателя Михаила Аншакова прокуратура Москвы возбудила уголовное дело. ОЗПП обвиняется в клевете на фонд Храма Христа Спасителя.
В июне этого года Общество защиты прав потребителей обжаловало в суде продажу товаров и оказание услуг на территории Храма Христа Спасителя. В исковом заявлении отмечалось, что на территории храма «имеется действующая автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная автостоянка, столовая, химчистка, торговые ларьки и павильоны, реализующие ювелирные изделия, сувениры, посуду, столовые приборы, швейные изделия и другие потребительские товары. Отдельные помещения храма сдаются под проведение банкетов и корпоративов». Заявители указали, что на территории храма фактически действует бизнес-центр, однако там отсутствует информация о правилах продажи товаров, ценники на реализуемый товар, книга отзывов и предложений, а также контрольно-кассовые машины.
В июле Хамовнический суд отклонил иск Общества защиты прав потребителей, признав коммерческую деятельность на территории храма законной. Судья согласился с доводами представителя храма, который заявил, что на территории храма ведется не предпринимательская деятельность, а благотворительная, в рамках которой от посетителей принимаются пожертвования. Не нашло нарушений в храме и управление Роспотребнадзора. По словам представителя госоргана, круг потребителей у церкви ограничен, и, значит, действие посетителей храма — волеизъявление, а не сделка.
И вот теперь заявителей обвиняют в клевете, и им грозит уголовная ответственность, несмотря на то, что вменяемое им «преступление» было совершено тогда, когда в Уголовном кодексе ещё не было статьи о клевете – она вернулась в УК 10 августа.
Глава ОЗПП Михаил Аншаков прокомментировал ситуацию «Московскому комсомольцу»: «У нас на руках были документы, которые говорили, что площадь Храма используется не по назначению. Потому мы обратились в прокуратуру Москвы и Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города с просьбой проверить факты… Мы не утверждали, что наши данные — истина в последней инстанции, а просто просили проверить. А получилось, что обвинили нас самих».
По его словам, в прокуратуре заявили, что он «поторопился с публикацией на уважаемых людей» из фонда храма Христа Спасителя. Документы, которые Аншаков принес с собой, по его заверениям, даже не посмотрели.