
Папа в «белых перчатках»
Олег Комолов
Почему многие отцы семейств берут на вооружение старое разделение дел на «женские» и «мужские»? Видимо, не все знают некоторые важные особенности прежней «патриархальной» семьи. Кстати, слово «патер» означает «отец». Так вот, в той семье отцы занимались детьми с малолетства. Да, они не пели колыбельных, не стирали рубашонок. Но сын крестьянина с самого раннего возраста не только видел труд отца, но и очень рано включался в него, помогал в поле, на лугу, в лесу, где «раздавался топор дровосека».
В семье мастерового подросток приобщался к ремеслу отца. Дети носили обед косарям на луг, рабочим на фабрику. Вдумаемся, насколько важно, что труд отца был на виду, его ощущали «наследники» на себе. Как много умеет, может мой отец! Вот основа отцовского главенства, его авторитет.
В современных семьях эта «форма» незаметно преобразовалась в другую, часто произносимую с иронией: «Кто умеет — делает, не умеет — руководит». Посмотрим, кто же сегодня в семье «делатель». Кто пришел в школу на родительское собрание? Трое отцов и тридцать мам. А гуляет с детишками в выходной? Один папа на десять мам. В очереди за продуктами? Стоят два мужа на каждые десять жен. Сколько выдано бюллетеней по уходу за ребенком? Примерно одному папе на сто мам. Правда, первым врачи выдают больничные листы крайне неохотно: тоже, видно, считая, что «не мужское это дело». Прибавим еще и тот немаловажный факт, что женщины составляют у нас в стране 51 процент работающих на производстве и в учреждениях… Такова статистика.
И получается, что руки мужчины- работника остаются в детском воспитании как бы «за кадром». При опросе многие подростки не смогли точно назвать, где и кем работают их отцы. Дома же ребенок видит папу, образно говоря, в «белых перчатках»…
Многие мамы жалуются: чем старше становится сын, тем труднее привлечь его к домашним делам. Перед глазами пример мужчины в «белых перчатках». Вот и еще один «образцовый муж» кому-то достанется. При нем и сама мама, издерганная, уставшая, далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким могла бы быть для детей и мужа.
Но, может быть, в таких семьях выше авторитет отца? Ведь он не позволяет себе «опускаться до мелочей»? На этот вопрос в целом ряде исследований получен четкий ответ. Дети в таких семьях по сравнению с другими, где отношения построены на равенстве, реже хотят походить на своих отцов.
Мужское воспитание заключается не в нотациях и указаниях, не в том, чтобы хвататься за ремень — последнее средство восстановления утраченного авторитета. Муж, отец должен с первых дней находиться с детьми. Не рядом, а вместе! Чтобы налаживался контакт с ними, который не будет утрачен только в том случае, если он существовал прежде и был прочен. Известно, если человека уважают на работе, то и потому, что он стремится завоевать авторитет. Если не уважают в семье, то не потому ли, что ее глава не пытался его заслужить, мол, мне «по штату положено»?
…Но папам некогда. «У меня ответственная работа»,— восклицает один. «Я за станком вымотался»,— бурчит другой. Забывая, что нет более ответственной работы, чем вырастить настоящего человека. На самом ответственном посту нас все же можно заменить. А отца детям не заменит никто.
М. Арутюнян, кандидат философских наук
Советская публицистика