Эрнст Тельман. Выразитель интересов народа
Олег Комолов
18 августа 1944 года в застенках фашистского концлагеря Бухенвальд был убит лидер немецких коммунистов, антифашист, один из главных политических оппонентов Гитлера Эрнст Тельмнан.
Предлагаем вашему вниманию отрывок из воспоминаний Вильгельма Кёнена, советского разведчика, антифашиста, члена Коммунистического союза молодежи Германии, соратника Э. Тельмана.
Эрнст Тельман — депутат Рейхстага
Эрнст Тельман выступал в рейхстаге не часто, но его немногочисленные речи всегда носили принципиальный характер. Трибуну рейхстага он использовал в подлинном смысле слова для того, чтобы говорить с многомиллионными массами трудящихся. Его крепкая фигура уже сама по себе выглядела на трибуне внушительно. Но он был действительно непоколебим, его не могли сбить и хамские реплики классового врага — он или по-деловому отвечал на них, или разоблачал партию этого крикуна меткими фактами. <…>
Выступления Тельмана в рейхстаге служат образцом того, как следует бороться против классового врага в его собственном доме. Тельман всегда основательно готовился к ним и свободно владел материалом. Он не принадлежал к тем ораторам, которые высказывают чужие мысли. Просто, честно и последовательно излагал он ход своих мыслей. Он был одним из самых популярных ораторов, и я по собственным наблюдениям знаю, как сильно любили его рабочие, как хорошо они его понимали…
Против «Плана Дауэса» (Из речи Э. Тельмана в рейхстаге 28 августа 1924 года):
«От имени 3700 тысяч рабочих, служащих, чиновников и мелких крестьян, поддерживающих партию, фракция коммунистов в рейхстаге заявляет, что она отклоняет все законопроекты, основанные на плане экспертов… План экспертов является не чем иным, как маневром международного капитала, попыткой преодолеть внутренние противоречия между отдельными национальными группами капиталистов за счет трудящихся масс Германии. Закон о банках подчиняет германское финансовое и денежное хозяйство диктату нью-йоркской биржи. Закон о железных дорогах означает неслыханное ухудшение жизненных условий 700 тысяч немецких рабочих, которые попадают в лапы того же самого финансового капитала. Закон об обложении промышленности делает иностранных капиталистов совладельцами германской экономики, причем немецкие предприниматели попытаются возместить потерянную таким образом часть прибылей за счет усиленной эксплуатации рабочих. Лондонский протокол ставит под неограниченный контроль комиссаров Антанты все налоговые поступления в Германии.»
Вильгельм Кёнен.
Выразитель интересов народа.
«Новая и новейшая история», 1961, № 3