Проверено цензурой…
Татьяна Васильева
90 лет назад, 6 июня 1922 года, Совет народных комиссаров РСФСР принял решение о создании Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит).
О деятельности этой организации ходят легенды, а сама она сегодня представляется неким чудовищем, душившим всякую свободу слова в СССР. На самом деле свобода слова ограничена везде и всегда, и так будет до тех пор, пока существует государство.
Что касается нашей страны, жесточайшая цензура была в царской России, есть она и в России современной, хотя и приняла иные формы. Сегодня, например, достаточно, чтобы суд признал издание или произведение «экстремистским», и оно будет недоступным для аудитории.
Цензура носит классовый характер. В советской стране она должна была защищать интересы победившего класса – пролетариата. В декрете о создании Главлита были сформулированы общие принципы, которыми должен был руководствоваться Главлит при запрещении издания или произведения:
— агитация против Советской власти;
— разглашение военной тайны республики;
— возбуждение общественного мнения путем сообщения ложных сведений;
— возбуждение националистического и религиозного фанатизма;
— распространение порнографии.
В дальнейшем принципы цензуры были значительно расширены и дифференцированы по направлениям, которыми занимались несколько отделов.
Сегодня в основном говорят об идеологическом характере советской цензуры, однако всегда её приоритетным направлением была охрана в печати государственной и, прежде всего, военной тайны. Это было особенно важно, учитывая те враждебные внешние условия, в которых существовала республика. Сбор разведданных в открытой печати широко используется спецслужбами разных стран. Следует признать, что в СССР для шпионов такой источник информации был практически закрыт.
Мало кто знает, что Главлит составлял и план издательской продукции на всю страну, определяя листаж и процент литературы по отдельным отраслям знания и для отдельных групп потребителей. План утверждался коллегией Народного комиссариата просвещения, чьим подразделением он являлся до 1946 года (впоследствии коллегией соответствующего министерства). Главлит также следил за выполнением утверждённого плана.
Таким образом, в задачу Главлита входило не только изъятие, запрет и так называемое вымарывание – вычёркивание отдельных сведений и мест в произведениях (собственно, цензура), но и планирование всей издательской деятельности, а также забота о высоком качестве выходящих в свет произведений.
Как и в деятельности любого органа, в работе Главлита были свои недостатки, большей частью связанные с так называемым «человеческим фактором». Цензорами были люди, а людям свойственно ошибаться. Кроме того, постоянно меняющаяся политическая обстановка внутри страны и в мире требовала гибких изменений в деятельности Главлита.
Автору этих строк довелось близко общаться с работниками Главлита, которые рассказывали, как, например, непросто в 60-х годах принималось решение открыть для широкого читателя некоторые произведения так называемых «диссидентов»: Фёдора Сологуба, Николая Гумилёва, Бориса Пастернака и других. Некоторые до сих пор считают, что не следовало этого делать.
В любом случае, Главлит СССР, который существовал почти семь десятилетий и был ликвидирован 25 октября 1991 в соответствии с «Законом о печати и других средствах массовой информации», стал первым опытом совершенно новой цензуры, которая играла большую роль в жизни огромного государства, прошедшего непростую, но во многом славную историю.
О значении Главлита, его достоинствах и недостатках читайте в комментарии нашего постоянного эксперта, Первого секретаря МГК КПРФ Владимира Ивановича Лакеева.