Цели социологической пропаганды
Олег Комолов
Продолжаем публикацию глав из книги Г.Н. Вачнадзе «Идеологические диверсии империализма», изданной в 1981 году. В ней рассказывается о приёмах и методах империалистической пропаганды, направленной против Советского Союза и других стран социализма.
Предлагаем вашему вниманию последнюю главу книги.
Цели социологической пропаганды. Буржуазные идеологи рассматривают с недавних пор восхваление своего образа жизни в качестве необходимого дополнения к пропаганде собственной идеологии и политики. В начале 60-х гг. известный французский социолог Ж. Эллюль дал название новому явлению— «социологическая пропаганда».
В чем же отличие социологической пропаганды от традиционной политической? И та и другая пытаются манипулировать сознанием людей. Однако если политическая пропаганда не скрывает своей приверженности к тому или иному политическому, общественному строю, то социологическая пропаганда в более замаскированной, рекламно-иллюстративной форме идеологического воздействия пытается навязать социалистическому обществу буржуазный образ жизни и буржуазную психологию.
Социологическое воздействие на социалистические страны ведется по всевозможным каналам научного, технического, культурного, спортивного обмена между государствами. Различные службы Запада, контролирующие эти формы обмена, располагают гораздо большими возможностями для идеологических диверсий, чем идеологи, журналисты и радиокомментаторы, ведущие открытую политическую пропаганду.
Социологическая пропаганда внешне лишена ярко выраженной антисоветской, антикоммунистической направленности. Тем не менее, основанная на приукрашенной, рекламной подаче мещанских потребительских идеалов буржуазного образа жизни, она выступает сегодня как одна из основных форм идеологического воздействия.
Социологическое влияние направлено главным образом на молодежь социалистических стран. Именно ей в первую очередь адресована реклама образцов «потребительского изобилия», «сервиса» (обслуживания), музыки, развлечений, призванная придать привлекательность буржуазному стилю и образу жизни. Такая пропаганда имеет целью постепенное изменение представлений о принятых в социалистическом обществе моральных ценностях, вкусах, жизненных нормах и идеалах. Попутно она пытается умалить в глазах населения социалистических стран значение традиционных эстетических ценностей — национальной музыки, литературы, искусства.
Как известно, высшая цель социалистического общества — наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей. При этом потребление в социалистическом обществе не сводится лишь к обеспечению трудящихся необходимыми материальными благами, а ориентировано и на создание наиболее благоприятных условий для жизни, труда и отдыха человека, для проявления всех его способностей, для всестороннего развития личности.
Курс на повышение жизненного уровня населения стран социалистического содружества отвечает интересам народа и является для нас вполне ясным, отмечал в одной из статей члён Политбюро ЦК Социалистической единой партии Германии (ГДР) В. Ламберц, но мы должны учитывать то, как трактует наши задачи идеологический противник. Первая линия в империалистической пропаганде на ГДР, подчеркивает В. Ламберц, представляет собой мнимо «оптимистический» вариант. Исходя из наших успехов, идеологический противник пытается создавать преувеличенные представления о том, что мы можем использовать для индивидуального потребления. Одним словом, он стремится стимулировать одностороннее и гипертрофированное (преувеличенное) потребительское мышление, чтобы извлечь для себя выгоду из нереальных представлений. Вторая линия — «пессимистический» вариант. Она пророчит, что мы якобы неизбежно, так же как и капитализм, столкнемся с кризисными трудностями, ибо мы являемся индустриальным государством, а все индустриальные государства вынуждены, мол, жить бок о бок с кризисом. Здесь делается ставка на стирание коренных различий в общественном строе и тем самым на отказ от сознательного использования гражданами социалистической страны преимуществ социализма.
Попытки дискредитации экономической политики социалистических стран подаются сегодня буржуазной пропагандой через призму непосредственных «человеческих интересов». Любая статья, комментарий или просто новость, имеющие отношение к данной теме, сводятся по существу к одной мысли, которая могла бы звучать примерно так: «Вы не обеспечены. Другие живут лучше вас». Потенциального слушателя убеждают в доступности всех благ для большинства трудящихся при капитализме, нимало не заботясь о том, что это совершенно не соответствует реальной действительности.
«Тот, кто с упоением читает о высоких заработках в США и безбедном существовании, глубоко заблуждается», — справедливо пишет французский буржуазный журналист М. Боске. По данным, приводимым в книге М. Боске, бедных и систематически недоедающих в богатейшей капиталистической стране насчитывается около 60 млн. человек. Страдания, чувство разочарования, тревога за будущее — неотъемлемые спутники не только безработных, но и всех тех, кто имеет низкие доходы или неустойчивое материальное положение.
Империалистическая пропаганда тратит много усилий для внушения мысли, что растущие при капитализме эксплуатация труда, однообразие трудовых процессов, истощение природных ресурсов и другие отрицательные явления — это неизбежные последствия научно-технического прогресса, а не порождение социальной системы. Буржуазным идеологам приходится умалчивать, что капиталистические монополии придают исключительное значение вопросам технико-экономического прогресса в интересах получения максимальных прибылей, не заботясь о том, какой ценой должны расплачиваться люди за подобный «прогресс». Экономический спад и кризис 70-х гг. на Западе подтвердили, что наука и техника сами по себе не ликвидируют внутренние антагонизмы империализма, не меняют его эксплуататорской сущности.
Буржуазная теория потребления усиленно пропагандируется на социалистическую аудиторию с целью привить западный принцип: «потребление из необходимости должно стать средством самоутверждения». «Американская промышленность,— пишут авторы изданной в 1975 г. в США книги «Конец изобилия», — тратит огромные суммы денег на создание спроса на целый ряд ненужных товаров, начиная от «кадиллаков» (марка автомобиля. — Ред.) и кончая бесполезными патентованными лекарствами и непитательными продуктами». Действительно, в капиталистическом обществе потребление служит критерием социального престижа и превосходства, играет роль барьера, разделяющего классы и социальные слои. Что же касается социалистического общества, то здесь, естественно, уровень потребления не может быть критерием жизненного успеха.
Среди предлагаемых антисоциалистической пропагандой ценностных ориентаций в первую очередь такие, как «жизненный комфорт», «спокойная жизнь», т. е. прямо связанные с противопоставлением «себя» обществу, уходом в личные проблемы. Культурные и духовные ценности рассматриваются буржуазными идеологами как второстепенные. В противовес этому можно с уверенностью сказать, что социалистический образ жизни уже создал условия для формирования и удовлетворения совершенно другого комплекса потребностей, в центре которого — потребность в интересной и содержательной работе на благо всего общества, творческом труде, доставляющем человеку радость и удовлетворение.
Пытаясь добиться изменения идеалов и устремлений населения социалистических стран, особенно молодежи, американские буржуазные идеологи искажают в радиопрограммах «социальный портрет» молодых американцев. Утверждается, что нынешний рабочий интегрирован в социальную структуру буржуазного общества и отождествляет свои интересы с интересами предприятия, где он является полноправным социальным партнером капиталиста; рабочий класс не противопоставляет себя буржуазному обществу, а якобы стал его опорой. В действительности суть наемного труда и законов капиталистической эксплуатации за 200 лет существования американского государства не изменилась.
Согласно исследованию «Труд в Америке», проведенному по заданию министерства здравоохранения США, «бунт заводских рабочих вызван убийственно отупляющей работой… — скучная восьмичасовая муштра, почти полное отсутствие перспектив на повышение, подчинение регламенту, расписанному по минутам, воспринимаются как мучительное принуждение». Западногерманский журнал «Шпигель», цитируя выдержки из этого исследования, привел мнение американского историка С. Линда: «Большинство американцев выполняют уже не черновую работу, но по-прежнему скучную, унизительную и недостойную человека». На американских автомобильных заводах у 40 % рабочих обнаружены симптомы психических заболеваний. В некоторых американских фирмах до 15% рабочих являются наркоманами — регулярно принимают героин.
Экономический кризис 70-х гг. обострил внутренние противоречия империалистического мира. Миллионы американцев с большей остротой ощутили небывалую инфляцию (обесценение денег) и непрерывный рост цен, хроническую безработицу, удорожание жилья и медицинского обслуживания, пороки общественных систем образования, транспорта, охраны порядка, содержания городов. Кризис принес тяжелейшие бедствия трудящимся массам стран Западной Европы. Об этом западные «радиоголоса» также предпочитают помалкивать.
И уж ровным счетом ничего не говорится о наиболее отвратительных последствиях влияния капитализма на отношения между людьми. «Человек человеку — волк» — закон капиталистической цивилизации, замечает лауреат Нобелевской премии австрийский ученый К. Лоренц, известный своими фундаментальными исследованиями в области сравнительной психологии. Доводящая до ослепления жажда денег, изнуряющая спешка и страх — вот что определяет поведение человека, находящегося в условиях «безжалостной конкуренции», пишет Лоренц. Он подчеркивает, что более всего современного человека буржуазного общества преследует страх, страх не отстать, страх не стать нищим, не упустить выгодную ситуацию.
Духовную нищету идеалов «потребительского общества» западная радиопропаганда всячески стремится скрыть под глянцем интригующей формы подачи материала, спрятать за ширму шутливо-иронического комментария, заглушить хлесткими ритмами развлекательной музыки, замаскировать внешней объективностью, беспристрастностью и даже самокритичностью. Недаром передачи радиостанций, ориентированные на молодежь социалистических стран, большей частью представляют собой «синтезированный» информационно-музыкальный жанр. Но музыкальные программы западных радиоцентров могут быть названы так лишь условно. В них много текста, имеющего сугубо политическое звучание, содержащего тщательно отобранные и определенным образом поданные факты. Любая развлекательная передача предлагается аудитории в придачу с солидной идеологической нагрузкой.
Систематически пропагандируются обывательские взгляды на искусство. Знакомя слушателей с известной исполнительницей мюзиклов, комментатор «Голоса Америки» заявляет, что она «не хочет напоминать людям об их ежедневных заботах», что ей «хочется заставить забыть их эти проблемы». Настойчиво обращается внимание слушателей на материальное благополучие певцов. Рассказывая об одном из них, «Немецкая волна» отмечает, что он «обожает гонять на спортивных машинах» и «недавно приобрел себе четырехместный самолет». «Эстрадный певец — кумир молодежи». Этот тезис буржуазных идеологов повторяется регулярно и в различных вариациях в радиопрограммах на социалистические страны. Романтика созидательного труда, познания и научного поиска, радость общения с окружающим миром, с природой, с друзьями и близкими оттесняется на второй план. Модные завлекающие мелодии должны, по мысли их популяризаторов, превратиться в подобие наркотика, стать главным увлечением молодежи, отвлечь и даже полностью «выключить» сознание, мысль.
Невинные на первый взгляд, развлекательные передачи западных радиостанций, так или иначе пропагандирующие несоциалистический образ жизни и несоциалистические идеалы, могут оказывать разлагающее влияние на отдельных некритически мыслящих людей. И это понимают буржуазные идеологи. Достаточно вспомнить, что в свое время английское правительство считало ансамбль «Битлз» более важным в пропаганде буржуазных взглядов и «ценностей», чем политические передачи по радио или политические статьи в молодежных газетах.
Упорное навязывание, безудержное и фальшивое рекламирование буржуазного образа жизни не имеют ничего общего с действительной информацией о жизни в капиталистических странах, культурным обменом между странами различных общественных систем.
библиотека comstol.info