Азарт похоронного дела
Татьяна Васильева
Человек умер… Информация поступает медикам или в другие государственные службы и тут же, ещё до официальной констатации смерти,… продаётся частному похоронному агентству. Похоронное агентство отправляет человека на тот свет, включая стоимость купленной информации о его смерти в окончательный счёт за услуги.
Это кажется дикостью? Но такова система. Добавленная стоимость, так сказать… Трудящийся платит из своего кармана за то, что кто-то кому-то дал заработать на смерти близкого ему человека.
Наивно рассчитывать на то, что проповеди о нравственности способны заставить кого-то отказаться от такого лёгкого заработка. Так называемых игроков на рынке ритуальных услуг много. Высоким качеством услуг сильно конкурентоспособность не повысишь – похоронное бюро это не кафе и не фитнес-клуб, куда, возможно, захочется прийти ещё раз. Опять же, листовки с рекламой гробов по почтовым ящикам раскидывать неудобно как-то, на телевидении такую рекламу тоже не примут – рейтинги канала точно рухнут. В общем, трудный бизнес для раскрутки. Одна радость – поток клиентов никогда не кончается, главное – получить свободный доступ к этому потоку, а за такое можно и заплатить, тем более, что возвращается потраченное легко и просто.
Нет, ждать нравственного прозрения коммерсантов – и тех, которые на постоянной основе, и тех, которые по совместительству с должностью в госслужбах — совершенно бессмысленно, потому что именно на безнравственности и держится вся эта система. Можно, правда, поставить их в более жёсткие условия – пригрозить ответственностью, и тогда в бизнесе останутся самые сильные и самые… безнравственные. Система сохранится, и общество не останется без похоронных и других услуг.
В Европе это хорошо понимают. Например, во Франции продажа информации о смерти человека наказывается лишением свободы на срок до 5 лет. У нас тоже уже подходят к осознанию того, что надо полный беспредел в этой сфере ограничить какими-то рамками. Два года назад московский департамент потребительского рынка и услуг предлагал ввести уголовную ответственность за продажу информации о домашних смертях. Врача, который продал сведения, или похоронного агента, который их купил, хотели наказывать лишением свободы на срок до 2 лет. Но потом что-то передумали.
Сегодня рассматривается другое предложение: в поправках к закону «О погребении и похоронном деле» предполагается ввести штрафы для чиновников и сотрудников экстренных служб за передачу информации о смерти граждан третьим лицам. Размер санкций может составить от 30 до 50 тысяч рублей. Это раз в десять выше цены за информацию о смерти (за штуку). Цена внушительная, а риск – дело благородное. Сколько теперь придётся доплачивать трудящимся за «предпринимательские риски»?