О человечности и не только…
Татьяна Васильева
Человек, Мама, Друг… Помощница и советчица во всех делах, первый читатель и строгий критик всех материалов сайта «Коммунисты столицы», кладезь информации и оригинальных идей, которыми не раз пользовалась редакция…
Она ушла из жизни 10 февраля 2012 года, в полной мере испытав всё то, что принесла нашей стране и её народу «рыночная демократия». Унижения в виде льгот пенсионерам и инвалидам, которыми последние либо не могут воспользоваться по объективным причинам, либо нуждаются в самую последнюю очередь, лишение доступа к жизненно важным препаратам и квалифицированной медицинской помощи – несмотря на всё это, она долгие годы не только продолжала бороться за жизнь, но и оставалась человеком с активной гражданской позицией, жила заботами не только своей семьи, но и проблемами своей Родины.
И вот силы кончились… Ненужная при жизни никому кроме близких, она тут же превратилась в возможный источник наживы для десятков ритуальных агентств Москвы. Как стервятники слетелись к измученному болью бездыханному телу похоронные агенты частных компаний. «Добыча» досталась самому проворному… Находясь в сговоре с врачами «скорой», представительница одного из московских агентств ещё до приезда бригады медиков позвонила по телефону и, назвавшись сотрудницей подстанции «скорой», заявила, что сейчас же к убитым горем родственникам явится работник государственной городской ритуальной службы. Столь трогательная забота властей о жителях столицы насторожила, но чуть позже врачи «скорой» подтвердили своё знакомство с женщиной, а после дружного совета поостеречься наплыва частных агентов, возможная в той ситуации бдительность была окончательно усыплена… И действительно, несмотря на поздний час, телефон начал разрываться от звонков, а в дверь непрерывно звонили, и это продолжалось до самого утра.
Обещав организовать все формальности, обговорив с нами некоторые детали, лже-госслужащая взяла небольшую сумму денег на первые расходы, документы и удалилась. Нет, она всё сделала и постоянно была на связи. Но когда пришло время окончательного расчета, от названной суммы доплаты все остолбенели – общие расходы оказались в два раза больше тех, о которых шла речь в самом начале.
Спасибо, что среди провожающих в последний путь нашлись те, у кого хватило сил поставить мошенницу на место. Беглый просмотр квитанций, которые оказались украшены печатями некоего ООО, показал, что цены на услуги данной компании были выше средних по Москве от 2 до 10 раз! Кроме того, был выставлен счёт на услуги, которые никто не заказывал. Но что самое поразительное, мошенница легко накинула сверх того, что было зафиксировано в квитанциях, пять тысяч рублей…
Чувство отвратительное… Смешавшись с горем утраты близкого человека, оно способно выбить из колеи самого стойкого.
Представительница частного агентства получила деньги лишь за те услуги, которые были оказаны (а по сути, навязаны), пусть и по завышенным ценам. Не сумев нажиться на человеческом горе в полной мере, «стервятница», состроив лицо праведницы, изрекла: «Господь вас накажет! Это гробовые деньги. Их жалеть нельзя…»
Жалость к деньгам или жажда денег… Можно ли вообще обсуждать это, когда речь идёт о жизни и смерти человека? Можно, как видим, потому что деньги сегодня играют ключевую роль и при жизни человека и после его смерти.
Когда мама была жива и боролась с болезнью, охотно, хотя и далеко не всегда качественно, оказывались лишь платные услуги. Быстро приезжал частнопрактикующий врач и за три-пять тысяч рублей внимательно и участливо выписывал… витамины. Частные специализированные клиники проводили диагностику на самом современном оборудовании и предлагали немедленную госпитализацию за несколько сотен тысяч рублей. Прекрасно работала платная выездная служба лабораторных анализов. Кроме того, сегодня можно купить, если позволяют средства, любое дорогостоящее лекарство, которого либо нет в списке льготных лекарств, либо оно есть, но чтобы его получить, нужно пройти все «круги ада» современной московской поликлиники.
И только то, что провозглашено сегодня социальной политикой, совсем не работало. Участковый врач приходил лишь к вечеру, причём его посещение ограничивалось беглым осмотром и констатацией ранее выставленного диагноза. Врачи «скорой» подозрительно осматривали пациентку и поглядывали на родственников – не симулируют ли они тяжёлое состояние, чтобы вынудить медиков забрать больную в стационар, где и так хватает безнадёжных пациентов. Городские больницы и клиники, которые, как известно, оказывают любую медицинскую помощь москвичам бесплатно, не находили квот, свободных мест, а то и показаний для оперативного или консервативного лечения.
Кто-то скажет, что это проявление человеческого равнодушия. Конечно. Но когда это проявление столь массово, а видимость неравнодушия легко покупается, становится очевидно, что дело не в нравственном падении отдельной личности, а в порочности тех общественных условий, в которых личностям приходится существовать, проявляя не самые лучшие свои качества.
Наверняка, многие, осознавая безнравственность всего происходящего, оправдывают себя тем, что по-другому выжить невозможно. И это так, ведь каждому приходится покупать неравнодушие, точнее – его видимость. Но сможет ли выжить общество в целом, если оно по сути является одним большим рынком, где продаётся и покупается абсолютно всё?
О том, что в недрах этого общества ещё сохраняется потенциал человечности, который временами пробивается наружу, но здесь зачастую жестоко ломается, свидетельствует ещё одно драматическое обстоятельство, связанное с уходом из жизни дорогого мне человека. В одной из московских клиник нашёлся доктор, который, несмотря на возраст пациентки и серьёзный диагноз, увидел возможности хотя бы облегчить её физические страдания. Дело оставалось за малым – дождаться места в клинике. Известие о том, что место для больной наконец-то приготовлено, пришло в день похорон…
Мама была человеком советской эпохи, представителем того поколения, на долю которого выпало ужасное военное детство и послевоенная созидающая юность. Всю свою жизнь эти люди несут в себе уверенность, что любые трудности можно не только вытерпеть, но и преодолеть. Многие из них верят, что и сегодня наше общество не растеряет до конца потенциал человечности и умело воспользуется им, чтобы измениться и двинуться вперёд.
Не упрекайте стариков в том, что они живут прошлым. В той эпохе, из которой они вышли, люди жили будущим. Этот стержень потерять нельзя, даже если поставить человека в условия, когда выживание сегодня становится чуть ли не основой всего.
Мама успела дать нашему сайту два интервью: «Дети войны» и «Об учебниках и не только…»
Спасибо ей за всё. И светлая память…