Лживая пропаганда. Обращение к эмоциям
Олег Комолов
Продолжаем публикацию глав из книги Г.Н. Вачнадзе «Идеологические диверсии империализма», изданной в 1981 году. В ней рассказывается о приёмах и методах империалистической пропаганды, направленной против Советского Союза и других стран социализма.
Обращение пропагандистов к эмоциям аудитории — вещь обычная и даже необходимая, если учесть значение эмоций в жизни человека. Роль эмоций в пропаганде подчеркнул К. Маркс в своем знаменитом высказывании о том, что «печать относится к условиям жизни народа как разум, но не в меньшей степени и как чувство» и что она говорит «полным страсти языком самой жизни».
Однако пропаганда, основанная на марксистско-ленинских принципах, никогда не ставила задачу добиться какого-либо эффекта в обход сознания, здравого смысла людей. Ее задача, говорил В. И. Ленин, в том, чтобы сделать для аудитории ту или иную мысль «возможно более убедительной, возможно легче усвояемой, возможно нагляднее и тверже запечатлеваемой». Вся ее теория и практика направлены на то, чтобы исключить возможность бездумного, бессознательного подхода к фактам, сообщениям.
Но именно обращение к механизму бессознательного восприятия, эксплуатация чувств людей — основной метод буржуазной пропаганды. По существу, это признают и западные эксперты по вопросам массовой коммуникации. Так, американский профессор У. Олбиг пишет, что «массовая пропаганда полагается на эмоциональное воздействие. Пропагандист не питает доверия к уму человека». Другой американский теоретик — М. Чукас указывает, что «игра на порывах и эмоциях людей — один из способов нейтрализации присущей человеку способности разумно мыслить». «При постоянной бомбардировке пропагандистскими идеями,— продолжает Чукас,— индивидуум рано или поздно обособляется от реальности… Одна за другой рушатся его связи с реальным миром, а пропагандист постоянно снабжает его всеми ответами, удовлетворяющими любопытство индивидуума. Любая инициатива изчезает, мысленный горизонт индивидуума стабилизируется. Замораживается все индивидуальное… Контроль над поведением индивидуума переходит в руки пропагандиста».
Буржуазные идеологи учитывают нежелание людей, чтобы какие-либо идеи или взгляды были навязаны им помимо их воли. Поэтому они внушают своим слушателям определенные мысли, мнения и оценки таким образом, чтобы те считали, что пришли к ним самостоятельно, «сознательно», путем собственных умозаключений и выводов. Аргументация (приведение доводов, убеждающих в истинности суждений) заменяется постоянным вдалбливанием набора стереотипов — иллюзорных, поверхностных и стандартизированных представлений о явлениях общественной жизни. Они действуют как стимулы, вызывающие рефлекс симпатии или неприязни.
Внушение и игра на эмоциях — эти две категории в буржуазной пропаганде неразрывно связаны друг с другом. Специальные усилия так называемой психопропаганды направлены на то, чтобы вызвать искусственные взрывы эмоций страха, беспокойства, раздражения, враждебности, вины, одиночества. Нагнетание атмосферы беспокойства и нервозности вокруг вопросов, жизненно важных для слушателя, может заставить его воспринять новые порции событий и фактов не осмысленно, а в состоянии некоторого гипноза страха.
Большое значение уделяется чередованию материалов, вызывающих эмоциональное напряжение или оказывающих расслабляющее, успокоительное действие. Такие переходы могут вызывать притупление сознания и производить почти гипнотический эффект. Особенно благоприятными для восприятия нужной информации считаются вечерние часы, в это время воля слушателей ослабляется из-за усталости.
Среди звуковых возбудителей, вызывающих эмоции людей, важнейшую роль играет музыка, и она широко используется западными радиостанциями. По мнению теоретиков буржуазной пропаганды, воздействие музыки на подсознание способно объединять людей, несмотря на их политические расхождения и интеллектуальные различия.