«Это Жизнь». Мальки
Олег Комолов
Продолжаем публикацию из книги художественных очерков «Это – жизнь», изданной в 1964 году. Автор – известный советский журналист, спецкор газеты «Правда» Елена Каноненко.
Главная тема книги – становление характера, морали советского человека – творца социалистического общества, активного строителя коммунизма.
За успешную работу в печати Елена Кононенко награждена орденом Ленина и орденом Великой Отечественной войны 1-й степени.
Мальчишки бегали на досуге по селу, придумывая множество несуразных забав, которые всегда так злят взрослых. Вот несется как угорелая маленькая облезлая собачонка, а за ней мчится ватага ребятишек. Собачонка в смертельном страхе налетает на женщину и падает у ее ног. Женщина от неожиданности выронила кринку. Кринка разбилась. Женщина кричит в сердцах:
— Бесстыдники! Живодеры! За что мучаете животное?! Ишь, загоняли совсем!..
Ватага ребят останавливается как вкопанная. У мальчишек изумленные лица. Чудной народ ребята… Они словно впервые увидели этого безобидного, залепленного репейником песика. Изумление на лицах мальчишек сменяется на секунду жалостью и смущением. Ведь, в сущности говоря, они неплохие мальчишки и любят собак… Не глядя больше на дрожащую собачонку, ребята разочарованно отходят от нее.
— Пошли за огороды! — говорит один из них.
За огороды? Женщина с тревогой смотрит вслед этоой ватаге, среди которой и ее Андрейка. Мало ли что им взбредет в головы делать там, на пустыре, за огородами! Не посидят ни одной минуты спокойно, все что-то им надо, все чего-то бегают, высматривают, всюду суют свои обветренные, покрытые царапинами носы.
Но вот представьте, товарищи читатели: эти самые непоседы, которых учитель биологии не мог допроситься поймать пяток мальков в банку, наловили этих самых мальков сорок одну тысячу. Не пять, не десять, не сто, даже не тысячу, а сорок одну тысячу! Ведь надо же иметь гигантское терпение, чтобы наловить этакую уйму крошечных мальков! А они наловили. Все это случилось в киевском селе Здоровка. И случилось после того, как рыбовод колхоза Архипыч собрал ребят и сказал им, задумчиво почесывая бородку:
— Вот что, мальцы, мы тут стараемся, обмозговываем, как бы это нам побольше зеркальных карпов развести, а вы собак гоняете. Или вы не хозяева своему колхозу?
— Кто? Мы?
— А кто же еще? Не карпы же!
Мальцы весело переглянулись, засмеялись. «Чудак этот Архипыч!» Петро Водопьянов толкнул в бок Володю Прокопенко, Володя — Федю. Федя — Андрейку…
— А что делать-то? — спросил Федя, деловито шмыгая носом.
— Мальков ловить…
— А зачем ловить-то?
Архипыч объяснил: вот перенесем мальков в вырастной водоем, и вырастут у нас зеркальные карпы. В прошлом году колхоз сдал государству рыбы на сто сорок тысяч рубликов. И государству полезно, и колхозу прибыль.
— А много ли их наловить надо, мальков-то?
— Да вот вам заказ государственный,— серьезно ответил Архипыч,— поймайте мне двадцать тысяч мальков. Считать будете этой вот чашкой, я ее вымерил — тут до ста мальков будет.
И вот ребята, вооружившись марлевыми сачками и терпением, наловили не двадцать тысяч, а сорок одну тысячу мальков зеркального карпа. Все правление колхоза пришло на водоем благодарить ребят.
— Ну, мальцы, спасибо от всего колхоза, одно слово — хозяева! — сказал председатель.
И ребячьи физиономии расцвели на глазах у взрослых, как цветы, окропленные росой и солнцем. Учитель биологии был тоже доволен. Не было отбоя от ребячьих вопросов: как лучше кормить мальков, как они развиваются, скоро ли вырастут? Навострили уши на уроках, так глазенки и блестят. Когда узнали, что мальки питаются зоопланктоном, стали расспрашивать о зоопланктоне. Когда выяснили, что на зоопланктон хорошо влияет фосфор, стали разузнавать о фосфоре. Услыхали, что фосфора много в курином помете, принялись по всему селу собирать куриный помет и насыпали его в мелких местах пруда. Мальки стали расти очень бойко. Мало того, ребята узнали, что у мальков есть заклятый враг — лягушки: они пожирают мальков. И что бы вы думали? В один прекрасный день вся детвора колхоза по своей собственной мысли вооружилась сачками-ловушками, уселась плотно по всему берегу пруда и переловила лягушек и даже лягушат.
Нам всем доводилось, конечно, в свои детские годы дразнить собачонок, таскать яблоки в саду соседа, охотиться на плотах за воображаемыми черепами дикарей, изображать из себя Робинзонов Крузо, кругосветных капитанов… Но приходилось ли нам выловить из пруда сорок одну тысячу мальков, причем совершить это с величайшей охотой, с восторгом, ощущая, что это — важное и нужное дело?
Конечно, нет.
Вот девочка Таня, жительница вяземской деревушки Алферово, проходит мимо колхозного сарая и замечает: некоторые плуги и бороны лежат покрытые засохшей грязью. Она рассказывает об этом своим товарищам— пионерам. Все вместе они отправляются к председателю колхоза. «Наш инвентарь в беспорядке! Надо его очистить от грязи, ведь будет ржавчина».
О, не так-то легко отделаться от этих грачей! Председатель краснеет, председатель надевает тулуп, и ребята торжественно ведут его в сарай.
Вот в грузинском городе Ахалкалаки пионеры краешком уха услышали, что их колхозу не хватает семян кормовых трав. Они отправляются к агроному выведать, какие семена нужны. Потом они запасаются мешочками и карабкаются на склоны близлежащих гор. Никто их не посылал в эту «экспедицию». Они сами… Кропотливо собирают семена трав, возвращаются оживленные, румяные и солидно вручают своему колхозу пять килограммов семян. Дело не в том, сколько они их собрали, а в том, что они пошли их собирать.
Поезжайте в станицу Северскую, Краснодарского края, вы увидите только в одной этой станице тысячу шестьсот скворечников, сооруженных детскими руками.
— Да вы хотите переманить всех скворцов в свою станицу! — говорят шутя детям.
— Зачем?
— Затем, чтобы они уничтожили черепашку на наших полях!
Черепашка. Проклятый хлебный клоп, который губит посевы. Когда сказали школьникам, что черепашку можно победить, если развести маленькую мушку теленомус, личинки которой губят яйца черепашки, когда сказали детям, что хоть это и не очень-то весело — разводить теленомусов, но это н у ж н о для Родины, уже многие ростовские — и сельские и городские — ребята вывели сотни тысяч этих теленомусов.
Что заставляет детей все это делать с такой вели- кой охотой и увлечением? Ведь это же не в чехарду играть, не в городки, не в бабки. И не так-то уж весело собирать этот самый куриный помет для мальков, золу, цветной лом и проделывать еще множество всяких дел, которые они проделывают с восторгом. Движет ими драгоценное чувство — чувство хозяина своей Родины, которое живет в любом из них, в самом отчаянном баловнике и в самом флегматичном тихоне. Пробудишь к жизни это чувство—и этот маленький тюфяк-тихоня преобразится, глаза его засверкают силой и мужеством, он, как молодой львенок, ринется в борьбу за успехи своего училища, своей улицы, своего села, района, города, республики. А этот баловной непоседа с величайшим терпением выловит не только сорок тысяч мальков, но еще несколько тысяч лягушек, смеющих пожирать этих мальков. Он гордо понесет горшок с куриным пометом или золой на свои поля. Он вгрызется — и это самое важное,— как клещ, в учебники, которые казались ему врагом детской радости и объектом скучной зубрежки. Вся его детская жизнь приобретает для него иной смысл — сверкающий, обаятельный и мудрый. Раздвинутся горизонты его мальчишечьего существования. Глаза станут зорче, слух острее, мускулы тверже. Он возмужает и похорошеет.
1941 г.