Лев Толстой: Деньги Нобеля — зло
Татьяна Васильева
В октябре объявляют лауреатов Нобелевской премии по пяти номинациям, в том числе по литературе. Первая премия была присуждена 110 лет назад – в 1901 году. Список, в котором на сегодняшний день 104 награждённых (премия не присуждалась в 1914, 1918, 1935 и с 1940 по 1943 г.г.), мог возглавить великий русский писатель Лев Николаевич Толстой. Однако этого не произошло. Академия Нобеля посчитала вклад Толстого не только недостойным награды, но и вредным для высокой культуры.
Влиятельнейший секретарь шведской академии Карл Вирсен заявил, что Толстой «осудил все формы цивилизации и настаивал взамен них принять примитивный образ жизни, оторванный от всех установлений высокой культуры… Всякого, кто столкнется с такой косной жестокостью по отношению к любым формам цивилизации, одолеет сомнение. Никто не станет солидаризироваться с такими взглядами…»
Однако многие думали иначе. После того, как лауреатом был объявлен французский поэт Сюлли-Прюдом, более сорока видных шведских писателей и художников выступили с протестом и отправили Толстому письмо, в котором в частности говорилось: «Ввиду впервые состоявшегося присуждения Нобелевской премии мы, нижеподписавшиеся писатели, художники и критики Швеции, хотим выразить Вам наше преклонение. Мы видим в Вас не только глубокочтимого патриарха современной литературы, но также одного из тех могучих проникновенных поэтов, о котором в данном случае следовало бы вспомнить прежде всего, хотя Вы, по своему личному суждению никогда не стремились к такого рода награде. Мы тем живее чувствуем потребность обратиться к Вам с этим приветствием, что, по нашему мнению, учреждение, на которое было возложено присуждение литературной премии, не представляет в настоящем своём составе ни мнения писателей-художников, ни общественного мнения. Пусть знают за границей, что даже в наше отдалённой стране основным и наиболее сильным искусством считается то, которое покоится на свободе мысли и творчества».
C критикой решения Академии и в поддержку Толстого выступили на страницах разных изданий и многие другие деятели шведской литературы и искусства. Произошедшее получило настолько широкий общественный резонанс, что Льву Толстому пришлось ответить тем, кто выступил в его защиту. Он написал: «Дорогие и уважаемые собратья! Я был очень доволен, что Нобелевская премия не была мне присуждена. Во-первых, это избавило меня от большого затруднения — распорядиться этими деньгами, которые, как и всякие деньги, по моему убеждению, могут приносить только зло; а во-вторых, это мне доставило честь и большое удовольствие получить выражение сочувствия со стороны стольких лиц, хотя и незнакомых мне, но всё же глубоко мною уважаемых. Примите, дорогие собратья, выражение моей искренней благодарности и лучших чувств. Лев Толстой».
В 1906 году была предпринята новая попытка выдвинуть Льва Толстого на соискание Нобелевской премии. Инициатором выступила российская Академия наук. В заявке, направленной в Швецию, выдающиеся русские учёные, академики А.Ф. Кони, К.К. Арсеньев и Н.П. Кондаков давали самую высокую оценку романам Толстого «Война и мир» и «Воскресенье». К заявке также прилагалось новое произведение писателя, вышедшее в 1905 году – острая публицистическая статья «Великий грех», содержащая жесткую критику частной собственности на землю и описывающая тяжёлую долю русского крестьянина.
Однако в этот раз Толстой вмешался сразу. Едва узнав об инициативе российских академиков, он обращается к финскому писателю Арвиду Ернефельду: «Если бы это случилось, мне было бы очень неприятно отказываться, а потому я очень прошу Вас, если у Вас есть — как я думаю — какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение — отказываться от неё».
Что подвигло нашего великого соотечественника на этот шаг? Только ли склонность к аскетизму? Возможно, Толстой был одним из немногих, кто сразу понял, что деньги не могут быть наградой за гениальный вклад в развитие человечества, что гений признаётся именно за то, что способствует приумножению добра, и поэтому не может измеряться деньгами, которые, по мнению Толстого, приносят только зло.
Стала бы эта премия столь же престижной без денежного мешка Нобеля? И почему Толстого сегодня знает весь мир, а произведения подавляющего большинства нобелевских лауреатов по литературе вряд ли вспомнит каждый даже на их родине?
Что на самом деле движет Нобелевским комитетом, когда он выбирает лауреата, особенно в такой номинации, как литература? Писатели, поэты, другие деятели культуры оказывают значительное влияние на мировоззрение всего человечества. У Нобелевского комитета есть деньги. Деньги могут многое… Что или кого хотят купить те, кто этими деньгами распоряжается? — Толстой, видимо, знал, поэтому не захотел участвовать в этой сделке.
История не раз показывала скрытый характер этой, считающейся самой престижной в мире, премии. Достаточно вспомнить предпосылки, обстоятельства и последствия выдвижения таких лауреатов, как Борис Пастернак или Жан-Поль Сартр. Оба они отказались от премии, по разным причинам и в разных обстоятельствах, которые, однако, сходились в одном – наглядно продемонстрировали, что эта престижная денежная премия используется как инструмент влияния и давления.