«За правду знатью не любим»
Татьяна Васильева
Продолжаем публикацию очерка Н.Яновского-Максимова «Крылов».
…В начале 1789 года в Москве, на Кузнецком мосту, в книжной лавке Зандмарка стала приниматься подписка на новое ежемесячное издание под названием «Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами». Редактор, издатель и автор «Почты духов» — И. А. Крылов.
Судя по смелому, обличительному тону сатирического журнала, современники считали, что автором многих статей являлся Радищев. Указывали, что появление «Почты духов» совпадает по времени с выходом в свет книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
Приезжавший в Россию француз Массой, называя в своих записках Радищева автором «Почты духов», писал о нем: «Он занимался литературой и издал сочинение под названием «Почта духов», периодическое издание, самое философское и самое едкое, какое только когда-нибудь осмеливались издавать в России».
Авторство Крылова в «Почте духов» несомненно. Разноречивые утверждения некоторых критиков, будто писал один Радищев, неверны, но указывают на тесные идеологические связи Крылова с Радищевым, их общую устремленность к свободе, сильное влияние Радищева на молодого Крылова, которому к тому времени минуло только двадцать лет.
«Почта духов», просуществовав около года, вынуждена была закрыться. Радищев был сослан в Сибирь. Новиков арестован. Близкий Крылову Рахманинов — одаренный литератор, первый переводчик Вольтера в России — вынужден жить в провинции. Но Крылов не складывает оружия. Он снова вступает в борьбу.
Вместе с молодым литератором Клушиным, актером Дмитриевским, драматургом Плавильщиковым Крылов создает в Петербурге на Марсовом поле типографию, открывает книжную лавку — создает дружественное предприятие под названием «Крылов с товарищи».
Имея в своем распоряжении типографию, где можно печатать свои сочинения, и книжную лавку для их распространения, Крылов подумал и об издании журнала. В 1792 году стал выходить журнал «Зритель».
В обращении к читателям редакция журнала так определила свои задачи: «Право писателя—представлять порок во всей его гнусности, дабы всяк получил к нему отвращение, а добродетель во всей ее красоте, дабы пленить читателя: сим правом вознамерился пользоваться «Зритель».
В «Зрителе» Крылов продолжает, как и в «Почте духов», резко осуждать жестокие нравы, порожденные крепостничеством, разоблачает «порок во всей его гнусности», лесть, подлость, карьеризм. «Зритель» призывает бороться за правду, справедливость. В стихотворении Крылова о горькой судьбе разночинца звучат автобиографические строки:
За правду знатью не любим,
За истину от всех гоним,
Умрешь и беден, и бесславен.
Судьба писателя оказалась другой. Крылов, пройдя в неустанной борьбе тяжелый жизненный путь, пришел к концу своей жизни победителем. Но в то время борьба Крылова с сильными мира сего только начиналась.
Каждый выходящий в свет номер «Зрителя» разил острой бичующей сатирой. Очерки «Каиб», «Мысли философа по моде» и другие сочинения Крылова вызвали обостренное внимание правительства. В результате — «Зритель» закрыт. Крылов взят.под надзор полиции. Но неугомонный журналист через год стал выпускать новый журнал — «Санкт-петербургский Меркурий». Содержание нового журнала было такое же, но общий тон был несколько приглушен из-за более жесткой цензуры. Участь «Меркурия» оказалась такой же, как и у «Зрителя»: журнал был закрыт.
По Петербургу поползли слухи о грозящей Крылову опасности. Карамзин, зорко следящий за молодым писателем, был настолько встревожен, что в письме к Дмитриеву спрашивал: «…мне сказывали, что издателей «Зрителя» брали под караул… Правда ли это?»
В мае 1792 года был произведен обыск в типографии «Крылов с товарищи». Петербургский губернатор Коновницын доложил фавориту Екатерины II — всесильному Платону Зубову, что разыскиваемая рукопись Крылова «Мои горячки» найдена в типографии и по его указанию отправлена в закрытом конверте во дворец лично императрице.
*
Крылов вызван во дворец. По личному повелению Екатерины II он должен явиться к ней. Надев новый синий фрак, причесав непокорные вихры, Крылов нанял карету и отправился во дворец.
Он был подготовлен к беседе с императрицей. Знал, что речь пойдет о рукописи «Мои горячки», знал также, что губернатор Коновницын, посылая рукопись, отметил закладкой отрывок под названием «О женщине в цепях».
«Мои горячки» состояли из ряда отдельных отрывков, объединенных общей идеей. По своему жанру это ряд аллегорий, написанных в сатирическом тоне на острые политические темы.
Императрица будет, наверное, упрекать и за повесть «Каиб». Кому неясно, что слова Каиба прямо относились к Екатерине. «Каиб так начинал свои речи,— писал Крылов.— «Господа! я хочу того-то; кто имеет на сие возражение, Тот может свободно его объявить: в сию же минуту получит он пятьсот ударов воловьего Жилою по пятам, а после мы рассмотрим его голос».
…Лошади резво неслись вперед. Скоро дворец. Высочайшая аудиенция. А в сознании все ярче и ярче светятся отблески давно минувшего.
…Слезы матери… Голод. Челобитная «матушке-царице, заступнице» о помощи: «без подкрепления вашего императорского величества впаду в неописуемое отчаяние».
…Петербург… Нужда… Изнурительная в течение долгих ночей переписка канцелярских бумаг. …Первые шаги, первые радости… «Почта духов». Обыск…
…Радищев! — сверкнуло в сознании Крылова. Тревожные дни в Петербурге… Говорили: Екатерина немедленно потребовала представить ей вышедшую в свет книгу Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», часами изучала каждую страницу и писала свои замечания. Прочитав тридцать страниц, воскликнула: «Тут рассеяние заразы французской!.. Он бунтовщик, хуже Пугачева!» Императрица отдала приказ немедленно заточить Радищева в Петропавловскую крепость, а сама продолжала писать свои замечания о книге. А Радищев, приговоренный петербургской уголовной палатой к смертной казни, сорок дней ждал смерти в каземате. Екатерина смилостивилась — заменила казнь ссылкой в Сибирь, надеясь, что он не доедет туда. Больше года везли Радищева под конвоем до Илимска.
..Александр Николаевич! — проносится в сознании Крылова.— Вспоминаете ли наши встречи? В «Почте духов»? Мы так много говорили, так многого ждали. Я пронесу до конца дней моих строки «Вольности»:
О дар небес благословенный,
Источник всех великих дел,
О вольность, вольность, дар бесценный.
Позволь, чтоб раб тебя воспел…
Разве можно забыть, как по всей столице, из конца в конец ее, и стар, и млад, затаив дыхание, читали ваши огненные строки о царях-насильниках, о возмездии, которое их ждет:
Злодей, злодеев всех лютейший,
Превзыде зло твою главу,
Преступник, изо всех первейший,
Предстань, на суд тебя зову!
…Бежит время. Карета мчится к дворцу… Минута, другая — и Крылов перед императрицей.
— Сочинитель Крылов, ваше величество! — говорит тихо, склонив голову, стоящий у кресла императрицы Платон Зубов, фаворит Екатерины, суровый временщик.
Императрица молчала. Сжав тонкие губы и буравя маленькими злыми глазками стоящего перед ней Крылова, она долго внимательно разглядывала его.
«Так вот она какая!..» — думает Крылов, почтительно склонив голову.
Он знал о повадках Екатерины II. Знал о ее лицемерии и коварстве. Разыгрывая роль покровительницы литературы и искусства, она душила свободное слово в стране. Екатерина II слала щедрые дары Вольтеру, который превозносил ее. У энциклопедиста, философа Дидро она за большие деньги купила его библиотеку и, назначив его хранителем библиотеки, выплатила ему жалованье за пятьдесят лет вперед. Она действовала то уговором, то подкупом, а то и огнем и мечом. Испугавшись французской революции, Екатерина II стала применять самые изощренные, жестокие меры, чтобы покончить с вольнодумцами в своей стране.
…Но что это?.. Екатерина, улыбаясь, что-то говорит… Ей трудно, видно, выразить свои мысли, говорит медленно, подбирая слова. Она, урожденная принцесса Ангальт-Цербская, мыслит по-немецки и переводит свои мысли на русский язык. Она увещевает Крылова, призывает к благонамеренности…
Аудиенция окончена. Вывод ясен: писать, печатать, распространять написанное отныне Крылову запрещено. Угадывая невысказанное императрицей, боясь репрессий, Крылов решил спастись бегством.
И он исчез. Бежал из Петербурга. И словно потонул в безбрежном море российской провинции. Прошло десять лет. Крылов кочует. То появляется под Москвой, то время
от времени наезжает в Москву. О своем душевном состоянии Крылов писал тогда: «До сих пор все предприятия мои опровергались, и, кажется, счастье старалось на всяком моем шагу запнуть меня».
В Москве Крылов встречался с писателями: Карамзиным, Дмитриевым, Херасковым, познакомился тогда с князем Голицыным. Эта встреча знаменует новый этап в жизни писателя. В имении Голицына под Киевом Крылов проявил себя не только как драматург, но и как актер, режиссер, художник, музыкант. В вотчине опального князя жили широко, шумно, весело: свой театр, оркестр из сорока музыкантов, многочисленная прислуга. Крылов — секретарь Голицына. Здесь Крыловым написаны две комедии — «Подщипа» и «Пирог».
…Дворцовый переворот. На престоле Александр I.
Князь Голицын назначен рижским губернатором. Крылов едет с ним в качестве секретаря. После двух лет службы Крылов выходит в отставку, возвращается в Петербург и снова полностью отдается литературе.
В столице восстановлены старые связи, появились новые друзья. Крылов пишет пьесы, басни, переводит Лафонтена. Работает много, словно стремится наверстать упущенное за годы «добровольного» изгнания. И вот уже на московской сцене поставлена написанная в изгнании пьеса «Пирог». За нею — комедия «Модная лавка», «шутотрагедия «Трумф» и другие. Но сила сатирического таланта Крылова в баснях. Появившиеся в «Московском зрителе» две басни Крылова — «Дуб и Трость» и «Разборчивая Невеста» — сразу обратили на себя внимание. О них заговорили.
«Басни были призванием его, как по врожденному дарованию, о котором он сам даже, как будто, не догадывался,— писал о нем Вяземский, весьма критически относящийся к Крылову,— так и по трудной житейской школе, через которую он прошел».
(Окончание следует)