Интернационал. Международный рабочий гимн
Татьяна Васильева
В июне 1871 года, сразу после падения Парижской Коммуны, пролетарский поэт Эжен Потье написал текст бессмертного «Интернационала». К юбилею гимна мирового пролетариата предлагаем вниманию наших читателей фрагмент из книги В. Дмитриева «Поэт-коммунар».
Другие главы из этой книги читайте в следующих публикациях на comstol.info.
***
Весь июнь Потье оставался в подполье. Именно в эти дни он создал гимн, проникнутый, несмотря на разгром пролетарской революции, твердой верой в ее конечную победу.
Вот что писал Морис Торез:
«Запомните эту дату: июнь 1871 года… Считанные дни, всего несколько недель прошло после побоища: версальцы ликуют, капиталисты Франции и всего мира считают себя хозяевами навеки. В июне 1871 года Эжен Потье пишет «.Интернационал». Какая замечательная демонстрация веры в будущее рабочего класса! Чувствуешь, что ни разгром, ни бешеные репрессии не смогут помешать пролетариату добиться своей цели—создать новый мир, где не будет эксплуатации человека человеком, не будет кризисов, безработицы, фашизма, нищеты и войны».
В. И. Ленин в статье, посвященной памяти Потье, также подчеркнул то обстоятельство, что «Интернационал» был написан «на другой день, можно сказать, после кровавого майского поражения»2.
Какая огромная разница между реакцией поэта на неудачу революции в 1848 г. и на такой же ее разгром в 1871! После подавления июньского восстания Потье пал духом, был морально разбит. Когда же парижскому пролетариату в мае 1871 г. был нанесен не менее тяжелый удар, когда его вожаки либо погибли на баррикадах, либо были расстреляны без суда или сосланы в Нумею и Кайенну, Потье, которому грозила та же участь, сохранил бодрость духа и уверенно предсказал грядущую победу пролетарской революции.
Ему’ вторил другой певец Коммуны — Жан-Батист Клеман, который в одно время с Потье укрывался в подполье, пока ему не удалось нелегально перейти границу. Песня Клемана «Кровавая неделя» тоже датирована июнем 1871 г. и припев ее тоже полон бодрости:
И все ж —
Но то уже нынче, что раньше,
Дождемся мы лучших деньков.
Мечта о реванше
К восстанью зовет бедняков!
Не поразительно ли, что обе эти песни, проникнутые столь глубоким оптимизмом, были созданы в момент торжества реакции, созданы поэтами, чья жизнь находилась в смертельной опасности? Их ежеминутно могли схватить версалъцы, и тогда исход был предрешен: ведь по парижским мостовым еще струилась кровь друзей и соратников обоих поэтов. Этот оптимизм, эту уверенность в конечной победе рабочего класса им дали те 72 дня, в течение которых они боролись вместе с остальными коммунарами против общего врага.
В «Кровавой неделе» Клеман лишь описывает зверства контрреволюции; «.Интернационал» же был не плачем по жертвам, не реквиемом, как «Кто отомстит?», а четкой программой дальнейшей борьбы. Однако прошло целых 16 лет, пока «Интернационал» был впервые опубликован в книге Потье «Революционные песни», вышедшей незадолго до смерти поэта.
«Интернационал» Эжена Потье не был первым гимном под таким названием. В «Альманахе Интернационала на 1870 г.», вышедшем в Льеже, есть песня под этим названием, подписанная псевдонимом «Populus», т.е. «Народ» (лат.). Неизвестный автор попытался изложить здесь цели и задачи, стоявшие перед рабочим классом, но оказался в плену старых, не оправдавших себя идей. Не о гнете эксплуататоров пишет он, а о гнете невежества; призывает объявить войну не господствующим классам, а голоду и нужде… Как же с ними бороться? Как завоевать свободу? С помощью всеобщего избирательного права и прогресса науки, гласит ответ…
Совершенно иным было содержание «Интернационала» Потье. Точным, ясным языком здесь были изложены в поэтической форме исторические права пролетариата, указаны пути социалистической революции. Здесь почти слово в слово повторялись лозунги, провозглашенные за семь лет до того в учредительном манифесте I Интернационала.
Если добавить, что лозунги эти были воплощены в проникновенных образах исключительной эмоциональной силы, то станет понятным, почему эта песня (когда другой французский пролетарий, Пьер Дегейтер, написал к ней музыку) приобрела популярность среди французских социалистов, стала их гимном, а впоследствии, будучи переведена на ряд языков, сыграла огромную роль в повышении революционного самосознания рабочего класса многих стран, особенно России.
«Интернационал» посвящен автором Гюставу Лефрансе (1826—1901), активному деятелю революций 1848 и 1871 гг., сражавшемуся на баррикад ах; Коммуны. Впрочем, надо учесть, что Потье имел обыкновение посвящать свои песни друзьям и соратникам спустя несколько лет после их написания; видимо, так было и на этот раз.
***
Фрагмент из главы «Коммуна» (из первого издания книги, 1966 г.)