Смертельные игры: учите детей бороться
Татьяна Васильева
Предлагаем вниманию читателей мнение нашего товарища из Казахстана, члена Актюбинского горкома КНПК Алеси Ясногорцевой по проблеме детских и подростковых самоубийств и распространения в социальных сетях так называемых «игр на смерть» и «групп смерти».
***
1
Глава Национального центра по правам человека в Казахстане Серик Оспанов внёс предложение обязать родителей следить за поведением детей в интернете. По его мнению, достаточно установить ответственность за просмотр чадами запрещенного контента в интернете, чтобы они не были агрессивны и не совершали суицидов.
Очевидно, имеются в виду такие группы в соцсетях, как «Синий кит». Напомню, организаторы группы пропагандируют детям самоубийство под видом игры. Участникам даются задания, сначала безобидные, например, нарисовать на руке кита или спрятаться где-то и ждать, когда найдут. Следующие задания менее безобидны: нанести себе рану (это уже проверка: если человек может поранить себя намеренно — больше шансов, что он сможет покончить с собой), дёрнуть за косу одноклассницу, нарисовать того же кита на стене класса, сорвать кусок обоев, будучи в гостях и т. п. Последним из заданий становится самоубийство. По ходу так называемой «игры», организаторы внушают подросткам, будто совершить самоубийство – не больно, а потом все будут жалеть о них.
Популяризируют эту игру не только организаторы, но и некоторые подростки. Они делятся в соцсетях несколькими хэштегами, отсылающими к «группам смерти». Так, в конце января — начале февраля в соцсетях ВКонтакте и в Instagram начали появляться картинки с хэштегами, изображающие плывущих в океане китов.
Показывают обеспокоенность этим, надо сказать, не только в Казахстане. Так, недавно на Ставрополье прокуратура потребовала привлечь к ответственности сотрудников школы, вина которых состоит в том, что они не установили своевременно тот факт, что несколько учеников оказались под влиянием «групп смерти» и не приняли надлежащих профилактических мер. Какие именно меры могла принять школа – ведомство не уточнило. Но директору было внесено представление об устранении нарушений закона и предписано привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.
2
В этом ярко проявилась суть либерального мышления. Либералы смотрят на то, что лежит на поверхности, не вникая глубоко в причины, потому что если вникнуть в настоящие причины самоубийств подростков – затронуто будет то, что затрагивать, по их понятиям, нельзя – капитализм.
В самом деле, почему в советское время школьники в разы меньше совершали самоубийства? А на того, кто осмелился бы пропагандировать это, школьники смотрели бы, как на дурачков – и к ответственности привлекать не нужно было бы.
На уроках литературы в школах изучали «Грозу» А. Н Островского – произведение, где положительная героиня топится в пруду. Да и «Анна Каренина», хоть и не входила в школьную программу, к прочтению рекомендовалась. В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» положительная героиня в отчаянии размышляет: «А когда бросишься в окно, как быстро, быстро полетишь, — будто не падаешь, а в самом деле летишь, — это, должно быть, очень приятно. Только потом ударишься о тротуар — ах, как жестко! и больно? нет, я думаю, боли не успеешь почувствовать, — а только очень жестко! Да ведь это один, самый коротенький миг; а зато перед этим — воздух будто самая мягкая перина, — расступается так легко, нежно… Нет, это хорошо…».
И что же? Никто из-за этих произведений не покончил с собой.
А всё это потому, что в советское время школьники не боялись будущего. На примере отца и матери, старших братьев и сестёр, соседей они знали, что закончив школу, смогут устроиться на работу, а при наличии определённых способностей смогут поступить и в вуз. Что и в случае не поступления в вуз они не пропадут. И что без крыши над головой они не останутся – любое предприятие или учреждение обязано было предоставлять своим работникам жильё – пусть и комнату в общежитии на четверых, но это ведь лучше, чем вообще без жилья.
Сейчас же всех людей мучит страх перед будущим. Люди боятся безработицы, боятся нестабильности, боятся терроризма, боятся преступности. И наиболее обострённо переживают за своё будущее именно подростки и молодые люди. Некоторые не выдерживают.
Именно он, страх перед будущим, прежде всего, толкает подростков к самоубийствам. А сколько есть помимо этого, ситуаций, которые подросткам кажутся безвыходными? Например, со школьным рэкетом – не каждый признается, что у него вымогают деньги, есть такие, которым ложно понятая школьная честь мешает. И не секрет, что рэкетом у нас балуются иногда т. н. «мажоры» — отпрыски чиновников и буржуа, понимающие, что за это им ничего не будет.
Так и оказываются дети в таких группах, зная, что они пропагандируют самоубийства. Не любопытство влечёт их к «Синим китам», а желание подготовиться. Ну а организаторы – весьма и весьма умело готовят их.
А властям наших стран деятельность подобных групп выгодна. Потому что отвлекает внимание общественности от реальных причин подростковых самоубийств. Общественность в результате говорит о детском любопытстве, о желании привлечь внимание, о желании отомстить родителям и учителям за надуманные обиды (есть в арсенале организаторов «игр» и такой метод – подросткам внушают, что если он покончит с собой, то все будут жалеть и раскаиваться, что неправильно поступали по отношению к нему) … Но не о главной причине – страхе перед будущим.
3
Возможно ли родителям противостоять этому? Да, возможно. Но не тупым и дуболомным запретом на регистрацию в таких группах, а объясняя своему ребёнку, что в социальных бедах, которые внушают страх, виноват капитализм. Что надо не бояться этого капитализма, а бороться против него.
Запрещать регистрироваться в социальных сетях тоже не надо. Это только в воображении либералов можно бороться против социального зла, изолируясь в четырёх стенах. Надо давать детям задания писать сочинения на тему «для чего стоит жить», «Школьный рэкет и как против него бороться», «Не бояться, а бороться» и размещать их в соцсетях.
Только так – активно, деятельно – и можно бороться против этого. И настраивать детей именно на общественную активность, которая им пригодится не только в борьбе против «китов».