Ленинский апрель 1917 года
Татьяна Васильева
100 лет назад в этот день, 22 апреля 1917 года (по старому стилю – 10 апреля), Владимиру Ильичу Ленину исполнилось 47 лет. Он недавно вернулся из эмиграции, что ознаменовало начало решающего этапа русской революции. Всю дорогу на родину Ленин работал: встречался с соратниками, выступал с речами перед рабочими, писал письма. В дороге был создан и набросок знаменитых «Апрельских тезисов», продвижением которых Ленин занялся сразу же по прибытии в Петроград. Статья «О задачах пролетариата в данной революции», содержащая «апрельские тезисы», была опубликована в «Правде» № 26 от 7 апреля.
Всем известно, что «апрельские тезисы» — фактически план перерастания буржуазной революции в революцию социалистическую – не были сразу же единодушно приняты даже большевиками, не говоря о меньшевиках. Однако обычно не упоминают, что Ленин не только вёл жаркие дискуссии по вопросу со своими однопартийцами – он использовал любую возможность донести смысл «апрельских тезисов» до тех, в чьих руках на самом деле была и судьба революции, и судьба России – до простых рабочих, крестьян и солдат. Огромное количество встреч, выступлений на митингах – таким был апрель 1917 года для Ильича.
В день своего рождения Ленин выступал на митинге в Измайловском полку. По воспоминаниям Василия Ефимовича Васильева, в то время унтер-офицера Измайловского полка, Ленина на митинг пригласил полковой комитет. На митинг пришли солдаты и квартировавшегося в Измайловских казармах Петроградского резервного полка, а также в полном составе вторая Гвардейская артиллерийская бригада и группа матросов из Гельсингфорса.
«Измайловцы, петроградцы, артиллеристы-гвардейцы хорошо проявили себя в дни февральских боев, — вспоминал Васильев. — Их чествовали как героев революции. С ними заигрывало Временное правительство. Именно в эти части, все еще надеясь вырвать солдат из-под влияния большевиков, чуть ли не ежедневно наведывались видные ораторы соглашательских партий. Возили к ним и зарубежных представителей, на все лады расхваливающих свой гнилой товарец: буржуазный парламент и «демократии» Запада. Так что наслушались солдаты и Павла, и Савла, и всякого Якова. Надо отдать должное моим товарищам: всех принимали, всех слушали, все мотали на ус, но с толку не обивались. Ильича встретили приветливым гулом, криками «ура». Отдельных свистунов-провокаторов, которые попытались было помешать выступлению, быстро привели в чувство».
О чём говорил Ленин солдатам?
О государственном устройстве:
«Вся власть в государстве, снизу доверху, от самой захолустной деревушки до каждого квартала в Питере, должна принадлежать Советам рабочих, солдатских, батрацких, крестьянских и т. д. депутатов. Не полиция, не чиновники, безответственные перед народом, стоящие над народом, не постоянная армия, отрезанная от народа, а сам вооруженный поголовно народ, объединенный Советами, — вот кто должен управлять государством».
О задачах на текущий момент:
«Не дайте восстановить полиции, не отдавайте ни государственной власти, ни управления государством в руки невыборных, несменяемых, по-буржуазному оплачиваемых чиновников, объединяйтесь, сплачивайтесь, организуйтесь сами, никому не доверяя, полагаясь только на свой ум, на свой опыт, — и тогда Россия сможет твердыми, мерными, верными шагами пойти к освобождению и нашей страны и всего человечества как от ужасов войн, так и от гнета капитала».
О войне и мире:
«Наше правительство, правительство капиталистов, продолжает войну из-за интересов капиталистов. Как немецкие капиталисты с своим коронованным разбойником, Вильгельмом, во главе, так и капиталисты всехдругих стран ведут войну из-за дележа прибыли капиталистов, из-за господства над миром. Сотни миллионов людей, почти все страны земли втянуты в эту преступную войну, сотни миллиардов капитала вложены в «доходные» предприятия, несущие народам смерть, голод, разорение, одичание, а капиталистам бешеные, скандально-высокие прибыли. Чтобы вырваться из этой ужасной войны и заключить действительно демократический, не насильнический мир, есть только один путь: переход всей государственной власти в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. Рабочие и беднейшие крестьяне, не заинтересованные в охране прибылей капитала, в грабеже слабых народов, смогут действительно осуществить то, что только сулят капиталисты, именно: покончить войну прочным миром, обеспечивающим свободу всем без исключения народам».
По свидетельству Васильева, «Ленин не только разъяснял просто, так, чтобы дошло до каждого, — он еще впитывал в себя то, что струилось из глаз многоликой солдатской толпы, из реплик, движений именно этой аудитории. Он говорил со всеми солдатами, присутствующими зримо и незримо на этом митинге, и как бы с каждым в отдельности. Поражала необычная простота оборота речи, глубина и меткость определений, которые надолго («Словно гвозди вбивает!» — говорил мне знакомый солдат) входили в сознание слушателей».
После слов Ленина «чтобы кулаки не обижали, не притесняли деревенского пролетария-батрака и беднейшее крестьянство, нужно создавать на селе Советы батрацких депутатов, которые могли бы их оплачивать, объединять» раздались возгласы: «Правильно, есть у нас мироеды? Не обуздать — съедят бедняка с потрохами».
«Но раздавались и другие голоса, — вспоминает Васильев. — «Какие там буржуи! Мужик он и есть мужик. Только один богаче, а другой из-за лени или по глупости — беднее, а земли нужно давать столько, сколько кто обработает».
Реплики заинтересовали Ильича. Он внимательно к ним прислушивался, чуть склонив набок голову. Казалось, что и у него самого тоже пока еще нет ответа: как же все-таки быть, по какому принципу делить землю? И он ищет его вместе с аудиторией, вместе вот с этим стоящим рядом солдатом с глубокими оспинками на лице, и со мной, со всеми слушателями.
Но вот он снова заговорил, настойчиво, терпеливо развенчивая, объясняя коварство кулака: и обманет, и продаст, и обдерет, как липку. А чтобы этого не произошло, партия большевиков рекомендует организоваться в отдельные бедняцкие, батрацкие комитеты. Это даст им возможность собираться, обсуждать и решать важные вопросы, сплоченно выступать против происков кулачества, богатеев и чиновников».
«…Участники памятного митинга потом не раз выступали на демонстрациях под большевистскими лозунгами, — продолжает Васильев. — Принимали активное участие в подавлении корниловщины, в штурме Зимнего, в разгроме казачьего корпуса Краснова на подступах к революционному Петрограду.
В январе и марте 1918 года многие измайловцы и петроградцы добровольцами влились в революционные отряды и полки рождающейся в боях Красной Армии».
После долгих и острых дискуссий ленинские «апрельские тезисы» были приняты на на VII Всероссийской (Апрельской) конференции РСДРП(б) и легли в основу революционной политики партии. Она вызвала резкое неприятие и активное сопротивление противников большевиков, но нашла поддержку у главных движущих сил революции – рабочих, крестьян и солдат. Тогда капиталистам не удалось обмануть народ, и в этом, конечно, была огромная заслуга Ленина.