Знания как фактор производства
Сергей Корнеенко
С эволюцией производительных сил, а вместе с тем и с развитием производственных отношений, осуществляется и трансформация в сфере наиболее востребованных ресурсов, способствующих максимальному развитию экономики. С течением времени, для каждой экономической системы можно выделить основной ресурс, к владению и использованию которого стремятся в этой системе и который приносит наибольшие выгоды[1]. Безусловно, владелец такого ресурса не может извлечь из него выгоду без того, чтобы в соединении с человеческим трудом, извлекать из данного ресурса прибавочный продукт.
В феодальной системе основным ресурсом была земля, так как производство основных благ, необходимых для выживания осуществлялось в первую очередь на ней. Войны, начиная с междоусобных и заканчивая межгосударственными, в средние века, зачастую, велись за право пользоваться большим количеством земли. Главной производительной силой в феодализме были крестьяне, а подавляющая часть общества занималось сельским хозяйством.
Если рассматривать классический капитализм, то здесь все больше ресурсов, в том числе человеческих, вкладывается в развитие средств производства, который толкает экономику вперед и на который работает научный прогресс. В середине XIX в. производительные силы были на начальном уровне и, для обеспечения их работы, не было необходимо никакой квалификации или образования, в связи с чем, зачастую, использовался в том числе женский и детский труд.
Со временем же технологии развились до такого уровня, что, во многих случаях, для обеспечения работы средств производства, необходим значительно более высокий уровень образования, чем прежде. И большинство ресурсов направляется уже не в развитие средств производства, а в развитие людей, занятых в этом производстве.
На этом этапе происходит переход от классического капитализма к современной стадии экономики, которую называют экономикой знаний, или экономикой, основанной на знаниях.
Этим ознаменовывается переход к следующей экономической стадии, пострыночной экономике: «Обеспечив в развитых странах высокие стандарты жизни, современное производство вывело на первый план факторы, хотя и известные ранее, но обретающие в новых условиях совершенно иные формы проявления. Главный из них – распространение знаний и информации в качестве непосредственного производственного ресурса»[2]
Природа знания, как ресурса или блага значительно отличается от благ, которые были доминирующими в прошлом. В чем же принципиальные отличия?
Основное отличие знания состоит в том, что при потреблении этого блага его меньше не становится. В отличие, скажем, от продуктов промышленности (при капитализме) или сельского хозяйства (при феодализме). Более того, потребление знания связано с его воспроизводством и мультиплицированием. То есть, человек, который потребляет знание, во-первых, этим знанием обладает, а во-вторых может создать какое-то другое знание, не существовавшее до этого. Для рыночной экономики необходимо наличие ограниченного количества блага и неограниченных потребностей, но недостаточно лишь одного из этих условий. А так как в данной сфере действует лишь второе условие, то законы, пригодные для ограниченных благ, таких как, к примеру, автомобили или продукты питания, не работают здесь.
Но в современном мире доминируют именно рыночные отношения, и для того, чтобы знания подпадали под законы рынка, их искусственно ограничивают путем введения патентов, запретов на распространение и т.д.
Для выбора системы, которая бы соответствовала такому типу благ как знание, мы должны определить цели, которые мы ставим перед такой системой. Если мы исходим из того, что необходимо защищать авторские права, и не давать людям пользоваться знаниями лишь по тому, что они не создали его первыми, то необходимо и дальше продолжать политику по ограничению бесплатного распространения таких знаний в интернете, нужно бороться с пиратством и т.д. Безусловно, это создает стимулы различным корпорациям для создания новых технологий. Но высокая прибыль отдельных корпораций далеко не всегда ведет к общественному благосостоянию.
Политика по ограничению распространения знаний не является естественной для подобного типа блага. Искусственное сдерживание распространения таких благ не сможет существовать вечно. И если основной целью той экономической системы, которую мы хотим иметь, поставить развитие общества в целом, а не отдельной его части, максимизировать общественные выгоды от такого товара, а не выгоды отдельных лиц, то необходимо сделать определенные коррективы. Тем более, что природа информации такова, что стоимость ее крайне трудно определить и еще труднее ограничить ее распространение.
Даже согласно австрийской школе, которая является одним из главных сторонников рынка «…экономический расчет, если он понимается как ценностное суждение, направленное на выявления результатов альтернативных направлений деятельности, требует того, чтобы информация была доступна…»[3]
Австрийцы утверждают, что экономический расчет требует доступности информации из первых рук. Но так ли доступна информация в рыночной экономике? В целом, благодаря развитию технологий, появлению сети интернет передача информации не требует практически никаких трансакционных издержек, но в связи с тем, что подобный обмен информацией ограничивается государством (патенты, права на интеллектуальную собственность и т.д.), в интересах агентов, которые изначально данной информацией обладают, общество не может воспользоваться в полной мере данной теми знаниями, которые уже существуют.
Далеко не каждый человек может реализовать свой творческий потенциал в рыночной экономике, отчасти в связи с тем, что не у каждого есть возможность для получения необходимой информации. Общество не может воспользоваться прогрессивными технологиями, потому что они, зачастую, принадлежат лишь одному экономическому агенту, будь то фирма или отдельный человек. Помимо этого, рынок в большей степени стимулирует человека не к творческому труду, а к труду, направленному к максимизации доходов, что зачастую идет в разрез с творческим стремлением человека.
Экономическая система должна быть такой, которая бы помогала человеку реализовать себя и посредством этого увеличивала благосостояние общества и люди смогли бы использовать все знания, накопленные человечеством, для созидания и дальнейшего прогресса. Этому очень поспособствовал бы открытый доступ к знаниям. Но система патентов, которая, во-первых, приносит выгоду лишь одному лицу, а во-вторых, требует колоссальных издержек на ее обеспечение и некоторые другие действия со стороны государства не позволяют создать такую экономическую систему сегодня.
Таким образом, в информационной сфере экономики эффективность частной собственности как наиболее эффективной из возможных видов собственности можно поставить под большое сомнение. Происходит это во многом потому, что мы живем в мире, который можно выразить понятием «рыночный фундаментализм»[4]. Но для того, чтобы эффективно использовать те ресурсы, которые у нас есть, использовать знания для прогресса человечества и двигать общество вперед, необходимо уходить от рыночноцентричной модели «влево», к системе, наиболее полно позволяющей развить человеческий потенциал и повысить уровень жизни всех людей.
[1] Джаборов Д.Б. Становление знания человека как фактора производства // Молодая экономика: экономическая наука глазами молодых учёных М.:ЦЭМИ, 2015
[2] Иноземцев В.Л. Концепция постэкономического общества: теоретические и практические аспекты: Дис. док.экон. наук./ 21.09.98/ ИМЭМО РАН. М., 1998.Гл. 3.1.1.
[3] Австрийская экономическая школа: рынок и предпринимательское творчество / ХесусУэрта де Сото; пер. с англ. Б.С. Пинскера под ред. А.В. Куряева. Челябинск: Социум, 2009.
[4] Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ.М.: ИНФРА-М, 1999.