Другие новости

Некрасов. «Самый отчаянный коммунист»

25 августа 2015 04:28
Татьяна Васильева


Довелось мне однажды услышать насмешливое: В СССР строили социализм-коммунизм и, помнишь, учили: «жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»?

Честно скажу – я не нашлась с ответом, просто потому, что забыла откуда эти строки, которые конечно многим известны. Я была твёрдо уверена, что к советским лозунгам о строительстве коммунизма они не имеют отношения – сама пора строительства коммунизма позиционировалась как прекрасная, и спустя десятилетия многие согласятся, что это было действительно так. Но строки звучали классически и ассоциировались со школьной программой. Так оно и оказалось – русская классическая литература, 19 век, Николай Алексеевич Некрасов, стихотворение «Железная дорога».

Думаю, тот, кто посмеялся над советским прошлым, тоже не помнил первоисточника. Заученные когда-то строчки всплыли в памяти сами, а может быть, кто-то из недобросовестных пропагандистов-антисоветчиков воспользовался крылатой фразой и не промахнулся.

В России любят Некрасова – певец русской природы, русского народа, его традиций и самобытной культуры, Некрасов обогатил русскую поэзию, введя в неё речевые обороты простого народа. Некрасова знают с детства – «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок»… А ещё Некрасов восхищался русской женщиной, которая «коня на скаку остановит», да и русским мужиком тоже – тружеником, терпеливым страдальцем, заслуживающим самого большого уважения.

Некрасова многие знают как искреннего народного печальника и заступника. Его пронзительные стихи о тяжёлой доле русского народа мало кого могут оставить равнодушными.

И сегодня в России ежегодно проходят размашистые Некрасовские чтения – настоящие праздники русской культуры. Русская культура, и особенно литература, богата именами, однако вклад Некрасова огромен и неоспорим – это идёт ещё с советских времён, когда спустя более полувека после смерти поэта было впервые издано полное собрание его сочинений.

Но все ли ценители русской культуры помнят сегодня, что Некрасов был одним из любимейших поэтов Ленина, а небезызвестный агент царской жандармерии Фаддей Булгарин в одном из своих доносов назвал Некрасова «самым отчаянным коммунистом»? За что? Несмотря на повышенное внимание цензуры к произведениям и издаваемым Некрасовым журналам, несмотря на то, что поэт водился с революционными демократами своего времени, инкриминировать ему царская власть ничего не могла. Некрасов занимался литературной деятельностью, был довольно успешным издателем.

Значит, дело в стихах, из-за которых и мы сегодня вслед за Лениным назовём Некрасова «старым русским демократом», а ещё более согласимся с оценкой царского доносчика. За что? За то, что разглядел, почувствовал или понял, взял из самой жизни самое главное и  неизменное в по-прежнему беспокоящей властителей несправедливого мира идеологии – освободиться угнетённый народ может только сам и обязательно придёт к этому, рано или поздно.

Строки из «Железной дороги», столь не к месту процитированные критиком советского быта, которого очевидно вдохновляют яркие погремушки быта современного, однозначно подтверждают вышесказанное.

Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.

Конечно и этот отрывок не способен отразить весь смысл, который вложил Некрасов в своё поистине революционное стихотворение — революционное своей правдивостью описания действительности, где грандиозные результаты непосильного труда простого народа присваиваются «графьями» и прочими «купчинами», где оставшиеся в живых измождённые строители («многие в страшной борьбе… гроб обрели здесь себе») остались ещё и должны подрядчику, а тот по доброте своей щедрой души, оценив результаты, простил рабочему люду недоимку, да ещё выставил им бочку вина. Ну а самое пронзительное прозвучало в конце – благодарный народ на руках покатил благодетеля…

Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал?.. –

С горьким сарказмом обращается поэт к своему собеседнику, который вместо картин печали и смерти попросил описать для его маленького сына светлые стороны строительства дороги.

Мне одной кажется, что есть нечто актуальное и сегодня в некрасовском изложении законов и реалий жизни российского общества 60-х годов позапрошлого века?

Не удивлюсь, если актуальность некрасовской поэзии видится сегодня не многим. Даже предположу обратное  – для большинства то, о чём писал Некрасов, дела давно минувших дней, минувших настолько давно, что можно уже задним числом пожалеть русского мужика, который страдал от оков крепостного права, а после реформы не много и выиграл, зато сохранил свою русскую душу, которую Некрасов разве не воспевал? И сохранил свою тягу к благородному труду, который тоже воспет Некрасовым.

Что было, быльём поросло… Но каков русский стих Некрасова! Сколько искренних чувств всегда было у русских поэтов! Учим, учим национальное наследие и помним — труд облагораживает и возвеличивает человека, а плоды его усилий остаются жить и после его смерти, прославляя его в веках.

Извините, я  не могу не привести здесь отрывок из современного анализа стихотворения Некрасова «Железная дорога», который предлагается школьникам сегодня.

«В своем стихотворении «Железная дорога» Некрасов поднимает тему «благородного труда». Для того чтобы по-новому раскрыть эту тему, автор обращается к христианскому опыту святых подвижников. Подвижники — это святые угодники, носители Божьей правды, которые всегда были для народа олицетворением нравственного идеала. Поэт в своем стихотворении показывает, что подвижничество простого русского мужика — в тяжелом физическом труде. В крестьянской этике труд всегда рассматривался как необходимое и праведное дело.
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролись с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Но делают они это не для того, чтобы посетовать на свою тяжелую судьбу. Скорее наоборот. Эти тяготы лишь подчеркивают тот подвиг, что они совершили, праведность и возвышенность их труда. Ведь делали они это для общего блага. Их труды угодны Богу, и теперь они — «Божие ратники, мирные дети труда». И они хотят верить, что их страдания и труд не пропали даром, а принесли плоды. Поэтому они и взывают: «Братья! Вы наши плоды пожинаете!» Впечатляет нас образ больного белоруса… Даже после смерти белорус «не разогнул свою спину горбатую», не позабыл свою привычку к труду. И поэт не зря называет эту привычку «благородной» и советует перенять ее и нам».

Занавес…

Не пожалейте времени перечитать внимательно «Железную дорогу» и этот анализ. Кажется, на «самого отчаянного коммуниста» наговаривали, если так можно услышать то, что он хотел сказать?

Нет, конечно, наследие Некрасова как поэта и гражданина бесценно. Его творчество оказало огромное влияние на следующее поколение прогрессивных русских и советских писателей и всю последующую революционную эпоху. А мы живём уже в новой эпохе, несмотря на чудовищный разрыв в содержании общественных процессов, наша эпоха вышла из предыдущей, выросла в ней. И наверное, где-то что-то перегнулось или сломалось там или здесь, а может, протёрлось со временем, если сегодня Некрасова можно вознести как певца «божьих угодников», а ту широкую, ясную дорогу, которую в мечтах поэта должен был проложить себе сам русский народ, можно представить дорогой тяжёлого, смиренного труда, ведущей к смерти, и после которой он снова готов привычно трудиться.

Несомненно что-то сломалось, если поколение тех, кто получил образование в советские времена, либо цитирует Некрасова в чужеродном контексте, либо вообще не помнит, кто автор крылатых слов и не может сходу, легко восстановить исторически-поэтическую справедливость.

Впрочем, не думаю, что по этому поводу стоит сильно отчаиваться. Некрасов и другие прогрессивные русские поэты и писатели не могут работать за нас и сегодня. Их даже, как видим, можно привлечь на чью угодно службу – по желанию и без их согласия.

Но их конечно нужно знать – их мысли и творчество, их взгляды на жизнь и окружающую действительность, их способности видеть и передавать увиденное художественными методами так, чтобы при внимательном прочтении оригинала без посредников читатель мог через века ощутить правду жизни и поучиться у представителей прогрессивной общественной мысли прошлого умению понимать именно своё время, знать свою причастность к нему, верить в силу своего слова и дела.

В этом смысле полезным будет также вернуться или впервые соприкоснуться с ещё одним произведением Некрасова – элегией «Пускай нам говорит изменчивая мода». Здесь тоже кто-то наверняка услышит актуальные ноты. И не беда, что мы не обладаем некрасовским поэтическим талантом – если наши сегодняшние взгляды, мысли, чувства, мечты и поступки созвучны некрасовским, тогда «самый отчаянный коммунист» пореформенной России 19 века жил и творил точно не зря. Но самое главное – не зря сегодня и мы думаем так, в наше время.

Оба упомянутых произведения Некрасова – «Железная дорога» и «Элегия» — есть теперь в нашей библиотеке.

4 комментария
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU