Цензура. Ошеломляющая предопределённость
Татьяна Васильева
Ошеломляющая предопределённость или даже заданность: более половины граждан России выступают за цензуру в Интернете вплоть до его полного отключения в случае национальной угрозы или возможности массовых протестов. Таковы данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Весомости исследованию добавляет то, что оно было проведено совместно с Центром изучения глобальных коммуникаций при Анненбергской школе коммуникаций университета Пенсильвании (США).
Тот редкий случай, когда инструменты социальных исследований с обеих сторон поработали весьма слаженно, а результат удовлетворил всех – и по поводу цензуры вообще, и по поводу России.
Уже, по-моему, очевидно – свобода, провозглашаемая буржуазной демократией – иллюзия, не способная стать реальностью в принципе. Готовность общества к тотальному контролю сверху – важнейший элемент, призванный заместить естественное стремление человека к свободе. «Свободный» выбор тотального контроля над собой – что может быть желаннее для меньшинства, обладающего реальной властью?
Результаты и правда ошеломляющие – кроме 58%, допускающих полную блокировку доступа в Сеть в случае массовых протестов, результат в 81% негативно оценивающих призывы к антиправительственным протестам и смене политического руководства – это просто бальзам на душу этому самому руководству и инструмент, фактически развязывающий ему руки.
Если допустить, что результат не сильно скорректирован в нужную сторону, то работу пропагандистской машины правящей верхушки в России можно оценить на твёрдую пятёрку. Однако следующий результат добавляет неуверенности в достоверности результатов. 73%, считающих неуместной публикацию в Сети негативной информации о госслужащих – в это можно поверить? Достаточно вспомнить любой скандал с участием госслужащих: 99,9% комментариев – это осуждение поведения чиновников, а не возмущение публикацией самой информации.
Кроме того, уши негативной информации выглядывают из-за спин чиновников даже тогда, когда они просто появляются на публике по разным поводам и сами озвучивают о себе информацию. Последним примером может служить скандал с участием пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который появился на своей свадьбе с Татьяной Навкой в элитных часах. Сколько бы ни стоили эти часы, комментарии супружеской пары: «это подарок жены мужу», «сколько стоят – не скажу», «это никого не волнует» — вышеупомянутые уши только вытянули ещё больше. В отсутствии негативной (читай: объективной) информации, люди открыто и солидарно выражают мнение, что негативные факты есть, даже если отсутствует информация о них.
Ещё один сомнительный результат – лидирующий тип контента, который, по мнению 40% опрошенных, должен регулироваться государством. Это материалы, защищённые авторским правом. Если только в опросе участвовали в основном те обладатели авторских прав, которые рассчитывают и далее на этих правах обогащаться. Дело в том, что к самим авторам буржуазные авторские права имеют самое малое отношение. Да и трудно поверить, что большинство жаждет того, чтобы ещё больше информации приходилось покупать.
Комментарии результатов с российской стороны выпячивают то ли бессознательное, то ли сознательное желание людей защититься от чудовища под названием «Интернет». «Стремление ограничить и отрегулировать сеть — естественное следствие ситуации, когда мы все больше зависим от интернета и ощущаем свою беспомощность перед его всевластием», — прокомментировал ТАСС эти результаты гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров.
С американской стороны считают, что всё дело в угрозах – реальных и вымышленных, внутренних и внешних. Тогда, по мнению профессора университета Огайо Эрика Нисбета, общество «готово отказаться от части своих гражданских свобод в пользу государства в обмен на безопасность и защиту».
Как бы там ни было, в Госдуме поспешили заверить, что вводить в Интернете цензуру не планируют и закрывать рунет тоже — даже в случае национальной угрозы. «Мы считаем, что свобода слова является одним из важных пунктов Конституции, и он должен быть сохранен в полной мере», — пояснил Агентству городских новостей «Москва» председатель комитета нижней палаты парламента по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин.
В общем, закрывать и не придётся, судя по результатам опроса. А в крайнем случае власть может сослаться на эти результаты.
Однако важно помнить, что подобные опросы не столько отражают общественное мнение, сколько способствуют его формированию. Не исключено, что многие, чья точка зрения противоположна точке зрения заявленного большинства из опроса, постепенно изменят свой взгляд, просто потому, что почувствуют себя бессильными одиночками в своём стремлении выразить протест. Интернет не только объединяет людей, но и разъединяет, если переносить большую часть активной деятельности из реальной жизни в виртуальную.
Пока Интернет остаётся в основном ареной боёв за умы, жесткая цензура не обязательна – у любой государственной власти достаточно боевых средств, которые хорошо применимы на относительно открытом пространстве. Если Интернет станет средством массовой организации и самоорганизации его пользователей в реальной жизни, тогда жёсткой цензуры, вплоть до полной блокировки, ждать не придётся. Это нам и хотели донести авторы исследования.