У.М. Теккерей. Разоблачитель политических истин
Лариса Адамова
«Здесь едят и пьют без всякой меры, влюбляются и изменяют, кто плачет, а кто радуется; здесь курят, плутуют, дерутся и пляшут под пиликанье скрипки; здесь шатаются буяны и забияки, повесы подмигивают проходящим женщинам, жулье шныряет по карманам… Да, вот она, Ярмарка тщеславия; место нельзя сказать чтобы назидательное, да и не слишком веселое, несмотря на царящие вокруг шум и гам…».
Здесь безраздельно господствуют деньги и все подчинено одному закону — купле и продаже. В жертву расчету приносится все — ум, красота совесть, дружба, любовь… Напрасно вы станете искать на этой ярмарке возвышенные чувства или сильные страсти. Они незнакомы купцам и аристократам, всем эти Осборнам Кроули, Седли — всем, кто борется за место на Ярмарке тщеславия, ибо это не простая ярмарка, это — сама Англия. Такой представлялась она английскому писателю Уильяму Мейкпису Теккерею.
«Ярмарка тщеславия» и другие романы Теккерея поставили его в один ряд с выдающимися представителями английского критического реализма, о которых Маркс сказал, что они «разоблачили миру больше политических и социальных истин, чем это сделали все политики, публицисты и моралисты, вместе взятые…»
Теккерей родился 18 июля 1811 в Индии в семье английского чиновника. Рано осиротев, он был привезен в Англию, где получил среднее образование и поступил в Кембриджский университет. Здесь он проучился всего два года и в 1830 г. бросил учебу, чтобы посвятить себя живописи. Наследство, оставленное отцом, позволило ему совершенствовать свое дарование в Германии, Италии, Франции. Три года Теккерей прожил за границей и в 1833 г. вернулся в Англию. Потеряв все состояние, начал зарабатывать себе на жизнь журналистикой. Он пишет публицистические статьи для радикальных газет и сотрудничает в сатирическом журнале «Панч», где выступает со злободневными очерками и пародиями. Некоторые свои произведения он сам иллюстрирует.
Теккерей написал много рассказов, повестей и романов на современные и исторические темы: «История Пенденниса», «Ньюкомы», «История Генри Эсмонда», «Виргинцы» и др.
В 1847—1848 гг. Теккерей публикует свои лучшие вещи — «Книгу снобов» и «Ярмарку тщеславия» — роман, прославивший своего автора далеко за пределами Англии. «Из всех европейских писателей настоящего времени, — говорил Н. Г. Чернышевский, — только один Диккенс может быть поставлен на ряду с автором «Ярмарки тщеславия»». И через сто с лишним лет мы с увлечением читаем этот «роман без героя», как назвал «Ярмарку» сам Теккерей. Он не видел, да и не мог видеть героя в той жадной, чванливой и пошлой среде буржуа, которую так гениально изобразил. Нет, героя надо было искать не здесь.
Роман Теккерея появился в то время, когда Европу сотрясали революции и английский пролетариат выступил как грозная сила с требованием участия в управлении государством. Но Теккерей, этот критик и обличитель «хозяев» Англии, никогда не призывал к изменению существующего строя. Поэтому он и не искал героя в среде трудового народа.
Несмотря на это, в произведениях Теккерея отразились настроения эпохи, настроения широких масс. Их борьба и была той почвой, на которой вырос английский критический реализм.
Теккерей расценивал писательский труд как высокую общественную миссию. Он требовал от писателей показа суровой жизненной правды, обличения пороков: «Надо изображать верно, иначе не стоит и показывать».