Ян Гус: мыслитель, борец, жертва поповских репрессий
Лариса Адамова
600 лет тому назад, 6 июля 1415 г., на костре был сожжен человек, давший название самому крупному выступлению народных масс в Европе до XV века — гуситскому революционному движению.
Национальный герой чешского народа, борец и мыслитель Ян Гус родился в одном из сел южной Чехии. То было время, когда в стране из года в год усиливалась феодальная эксплуатация, росло количество податей, все изнурительней становилась барщина крестьян. Междоусобные войны и стихийные бедствия довершали разорение простых людей.
После окончания школы Гус поступил в Пражский университет. В Праге было тогда неспокойно. Беднота выступала против городских богачей — купцов, ростовщиков, большинство которых состояло из иноземцев. Поэтому выступления народных масс против угнетателей сливались с национально-освободительной борьбой.
В университете, где учился Гус, руководство также принадлежало чужеземцам. Борьба чешских студентов и профессоров (они назывались тогда магистрами) была составной частью борьбы чешского народа против иноземного засилья, за свои права, за свою национальную культуру. Выступления чехов возглавил Гус, блестяще закончивший университет, ставший в 1396 г. профессором и в 1402 г. ректором университета. Гус одержал большую победу — руководство университетом перешло в руки чехов.
Пражский университет, как и все учебные заведения в средневековье, был полностью подчинен церкви. Церковь в Чехии была одним из крупнейших землевладельцев и самым жестоким эксплуататором. Кроме того, она распоряжалась жизнями и душами верующих. А Гус все же осмелился выступить против этой, казалось, несокрушимой силы. Он говорил, что поп «хитрее и злее вора». С гневом осуждал Гус и продажу индульгенций — папских грамот об отпущении грехов. От разоблачения жадности и паразитизма духовенства Гус перешел к требованию конфискации церковных земель. Самого папу Гус называл антихристом!
Гуса отлучили от церкви. В те мрачные времена это было очень тяжелым наказанием. Отлученный как бы изгонялся из общества, никто не имел права давать ему пищу и одежду. Но народ не покинул Гуса. Он все чаще выступает перед крестьянами и ремесленниками на улицах, площадях, в лесу и прямо на дорогах; говорит о том, что короли, богачи, попы, епископы и монахи «пасут свое брюхо в роскоши», высасывая кровь и пот из народа; призывает крестьян бороться за лучшую жизнь.
Боясь растущего влияния Гуса, церковники и феодалы объявили его еретиком. Они вызвали его на церковный собор в город Констанц. Гус отлично сознавал, какая опасность ему угрожает вдали от родной Чехии, но смело отправился в логово врагов. Он хотел перед всем миром выступить со своим учением.
Как и следовало ожидать, феодалы, обещавшие Гусу безопасность, бросили его в темницу. Это случилось 28 ноября 1414 г. Через семь месяцев его, почти слепого, кашляющего кровью, доставили на заседание собора и потребовали отречения.
Но Гус смело вступил в свой последний бой. Сборищу выхоленных тунеядцев, улюлюкавших и вопивших: «Смерть еретику!», он противопоставил стойкость и выдержку борца.
Ян Гус был сожжен, но дело, за которое он боролся, не погибло. В 1419 г. вспыхнуло восстание, вылившееся в мощное революционное движение. В течение 15 лет повстанцы одерживали победы над отборными силами феодальной реакции. Наиболее последовательные из борцов — табориты пытались даже установить общество, основанное на равенстве и справедливости. Но в условиях XV века трудящиеся не могли добиться победы. Имена их вождей — Яна Жижки, Микулаша из Гуси, Прокопа Большого и других — записаны золотыми буквами на страницах мировой истории.