«Ошибка природы»
Татьяна Васильева
— Пароль!
— e994dvs009669
— Бокс 9.
Мигнула зелёная лампочка. Человек прошёл через турникет и, завернув за угол, оказался в начале длинного коридора. Впереди по правой стороне на одном из перпендикулярных стене табло призывно замигала цифра 9.
…Он сел в кресло. На запястьях мягко защёлкнулись фиксирующие браслеты, подголовник коснулся затылка. Когда голова приняла необходимое положение, на неё сверху опустился шлем. Человек погрузился в сон. Спустя десять минут его разбудил металлический голос: «Вы хотите мяса. Уточните – какого». Человек замялся на несколько секунд и неуверенно произнёс: «Человеческого…» Он снова отключился, а когда очнулся, увидел перед собой сотрудника диагностического центра.
— Ошибка природы, — заявил специалист, облачённый в белый комбинезон. – Подтверждено психолого-физиологическим обследованием. Вам выдаётся разрешение на употребление антропофагических продуктов и направление на реабилитацию в гоморезерват, где вы сможете обучиться и впоследствии удовлетворять вашу врождённую потребность охотиться на двуногих и поедать их в необходимых вам объёмах.
Это отрывок из ненаписанной фантастической повести «Ошибка природы» о будущем обществе, которое нашло путь к достижению личной свободы каждого индивида. Через диагностический центр проходят каннибалы, маньяки, садисты, мазохисты… Педофилия, гомосексуализм, транссексуальность, суицидальные желания ещё в 21 веке признаны легко исправляемыми ошибками природы, поэтому диагностика и разрешение на коррекцию не требуется – у любого есть все возможности реализовать подобные наклонности. В результате ещё до конца третьего тысячелетия 46% населения Земли имеют состояния, относящиеся к категории «ошибки природы». Процент этот стремительно растёт, и большинство экспертов склоняются к тому, что всё человечество являет собой ошибку природы. Социум считает основной своей целью исправление этих ошибок, встраивание вида homo sapiens в экосистему, создание для него биологической ниши. Уже решены многие проблемы: значительно сократилось население планеты, побеждён голод, уменьшилось техногенное влияние на окружающую среду, практически ушла в прошлое угроза войн и терроризма, люди стали спокойнее и равнодушнее к внешним проблемам. Толерантность более не требуется воспитывать – человек с ней стал рождаться. Все заняты совершенствованием себя, поиском в себе ошибок природы и их исправлением – вся наука сосредоточилась именно на этих вопросах, человек прекратил видоизменять окружающий мир, он стал изменять себя…
Такова альтернатива… Почему нет? Разум – мощнейшая вещь, которая способна и определить направление и пойти по выбранному пути, используя опыт и достижения – прошлые, настоящие и будущие.
Мне могут возразить: проблемы есть, но почему такое решение? Мне могут возразить: трансексуальность это действительно ошибка природы, а вот каннибализм нет.
Решение будет принято в будущем, но предпосылки к нему закладываются уже сейчас… Транссексуализм встречается у животных и известен с древней истории. Но каннибализм тоже! Вопрос лишь в этическом отношении, которое, очевидно, может меняться. У природы нет этики, нет морали и нравственности, нет соответственно и попрания этих норм. Один из вариантов решения проблем социума – устранение этих проблем, увы, вместе с социумом.
Гибель человечества предрекают многие. Исправление подобных «ошибок природы» — верный путь к такому будущему.
Мне могут возразить верующие: конец света будет другим, Бог всё равно победит Дьявола и наступит царствие божье. Но какое оно – это царствие — никто не знает… Возможно, именно таким оно и будет. Мне могут возразить те, кто уповает на религию: религия – мощный сдерживающий фактор, признание человека творением божьим по его образу и подобию способно удержать человечество от подобного исправления «ошибок природы», Бог не может ошибаться. Но религии существуют давно и, вероятно, будут существовать ещё долго. Вся история человечества показывает, что религия – лишь одна из многих, но далеко не самая мощная консервативная сила, которая не способна остановить новые тенденции, но может приспособиться к ним.
Вопрос взаимоотношений, взаимосвязей природы и общества/человека большой и философский. Тем, кто каким-то образом знаком с основами диалектического и исторического материализма, должен быть известен соответствующий подход к этому вопросу: человек являет собой единство природного и социального, человек – субъект и продукт общественно-исторических условий и культуры, которую сам же и создаёт, биологическая составляющая не является движущей силой в развитии человека, она лишь несёт определённые задатки, которые способны проявиться и сформироваться только в обществе.
Если кто-то и разделяет сегодня подобный подход, то исключительно в силу своего индивидуального мировоззрения. Современное общество не заинтересовано в продвижении такого подхода, а в так называемом плюрализме теорий и практик преобладают те, которые так или иначе противостоят диалектико-материалистическому подходу. В результате слабая научная подготовка является прекрасной почвой для произрастания общественного мнения, которое успешно формируют религиозные деятели, разнообразные экстрасенсы и ясновидящие, астрологи, популярные политики, теле- и радиоведущие, или другие известные личности и общественные деятели.
Собственно, всё это длинное предисловие было написано для того, чтобы задаться такими вопросами: Что можно считать ошибкой природы? Бывают ли у природы ошибки? Какие ошибки исправлять и стоит ли? И самый главный – Возможно, правильнее говорить об ошибках социума, а не природы?
Вопрос об ошибках (природы или общества) возник после того, как я в очередной раз наткнулась на обсуждение проблемы транссексуальности и современных возможностях смены пола. Когда-то давно, ещё в советские времена, известия о первых практиках изменения половой принадлежности я восприняла как утку. В силу своего юного возраста и соответствующего воспитания, а также в тех условиях, когда случаи смены пола были довольно редки, поверить в это было невозможно.
Сегодня вопрос для желающих упирается лишь в деньги. Говорят, что необходимо также тщательное психиатрическое обследование, чтобы получить официальное добро, что, честно говоря, не вызывает большого доверия, учитывая не значительные пока достижения в развитии психиатрии вообще.
Образы транссексуалов, их страдания, а также счастье от полового перевоплощения подаются как ошибка природы и её исправление, а ошибка социума в данном случае – лишь недостаточно развитая толерантность к таким людям.
Если вы полагаете, что подобное отношение взращивается только в так называемом современном «западном обществе», то вы глубоко заблуждаетесь. Так, небезызвестная передача российского телевидения «Пусть говорят», ни один выпуск которой не обходится без упоминания православной религии, раздачи икон или призывов пойти помолиться в храм, потрясающе профессионально поспособствовала не просто развитию толерантности к транссексуалам, но и прямо продемонстрировала, как следует радоваться, когда такие «ошибки природы» исправляются (выпуск «Восток дело тонкое»).
Отмечу, что я не веду речь о том, что необходимо игнорировать проблемы транссексуальности или осуждать людей, кардинально изменивших пол. Речь идёт о причинах, об отношении и о том, какой путь выбирает общество для решения этой проблемы.
«Ошибка природы» (особое строение мозга) предстаёт в некоем авторитетном научном мнении. Иное мнение, заключающееся в том, что причины трансексуальности носят социальный характер, непопулярно или представлено с обывательской, чаще осуждающей позиции.
Не будучи сексологом или психиатром, но имея профессиональное отношение к психологическому развитию личности, а также разделяя диалектико-материалистическое мировоззрение, я хотела взглянуть на проблему с философской точки зрения и в том контексте, который показывает, что преобладающие, так сказать, философские настроения в обществе (читай «формируемое общественное мнение») способно двинуть развитие социума в том направлении, которое на самом деле нежеланно и неприемлемо для большинства.
Почему не допустить депатологизацию каннибализма, к примеру, если отношение к другим патологиям стремительно меняется? На новой волне обсуждения путей освобождения личности предлагается уже легализовать и употребление наркотических средств, и педофилию, и эвтаназию.
Не будем здесь касаться того направления, содержания и путей освобождения личности, которые предлагают марксисты, коммунисты, сторонники диалектико-материалистического подхода. Пусть будет то, что интересует современного обывателя, стремительно удаляющегося от неудавшейся в прошлом веке попытки двинуть общество к свободе – эта важная составляющая советского прошлого просто захлебнулась современной волной имперско-патриотической ностальгии по СССР. Пусть будет надежда на улучшение жизни в современных реальных условиях, в которых невозможно победить болезни тела и духа, покончить с инвалидностью, действительно часто являющейся результатом так называемой «ошибки природы», исправление которой требует гораздо больше научных, медицинских усилий, чем хирургическое изменение половой принадлежности.
Что остаётся? Толерантность к патологиям, признание их вариантом природной нормы. В случае с трансексуальностью природе приписывается стремление транссексуала-мужчины носить туфли на высоких каблуках, длинные волосы, короткие платья, яркие женские украшения, аксессуары и конечно же макияж, маникюр и прочее. Транссексуал-женщина мечтает говорить грубо и низким голосом, отрастить бороду, носить короткую стрижку и пользоваться писсуаром в мужском общественном туалете. Какое всё это имеет отношение к женской или мужской природе, задуматься некогда. Трассексуал страдает, и общество, не в состоянии признавать, изучать и исправлять свои ошибки, кидается ему на помощь, вступая в борьбу с природой и самонадеянно празднуя победу.
С другой стороны, тяжелейшие врождённые патологии, которых, кажется, становится больше, и не без отрицательного влияния того же общества (а также приобретённые, но не о них сейчас речь), устранению или хотя бы коррекции поддаются плохо, и тогда общество призывает смириться с инвалидностью. Такие ошибки природы исправляются обществом путём социализации людей с ограниченными возможностями. И эта социализация вместе с самим термином «ограниченные возможности» является сегодня свидетельством высокого уровня развития социума, в котором задача покончить с каким бы то ни было ограничением возможностей вообще и навсегда отодвигается на самый задний план.
И здесь мне могут возразить. Но я знакома с родителями детей-инвалидов, и все они предпочли бы социализации ребёнка-инвалида его полное выздоровление. Но это общество, похоже, не мечтает о таком даже в сказках – по крайней мере, ничего подобного по силе сказке «Цветик-семицветик» Валентина Катаева в современной детской литературе я припомнить не могу.
А самым показательным, на мой взгляд, был один момент в уже упомянутой мной передаче «Пусть говорят» — это был другой выпуск, посвящённый детям-инвалидам. Отец, в одиночку воспитывающий ребёнка с тяжелейшей формой ДЦП, на вопрос, почему он предпочитает дважды в год возить больного сына на лечебные процедуры именно в Китай, ответил: «У нас ребёнка-инвалида учат быть таким, какой он есть, а мне… надо поднять его на ноги». Ведущий и публика тут же потеряли к нему интерес – во всяком случае, более создатели передачи этого человека не высвечивали.
Общество реалистов, идущее по пути наименьшего сопротивления? Изменить пол всем желающим и социализировать инвалида? Сегодня это дорого, но уже просто. Не трудно на самом деле добиться и господства толерантности. Ощущение свободы вместо реальной свободы, которая не может быть ограничена ничем, ни «ошибками природы», ни ошибками социума – это вполне достижимо, и тогда свободу будут ощущать все – и каннибалы тоже.
Хочу успокоить читателей. В той ненаписанной фантастической повести гоморезерват это не то, что многие могли себе представить. Это специализированная ферма, на которой выращиваются особые клоны для удовлетворения потребностей определённых членов будущего социума – каннибалов, маньяков и прочих… Их отчего-то оказалось немало… Общество будущего развило технологии до уровня, который позволил опрокинуть все религии и, собственно, диалектико-материалистические представления о происхождении человека тоже – общество научилось искусственно создавать людей на потребу других людей, без всякого участия Бога и без всякого труда, который, как известно из марксизма, создал человека.
Станет ли это решением основного вопроса философии и прекращением борьбы противоположностей, которая бывает столь непонятна противникам диалектического материализма? В той ненаписанной фантастической повести есть послесловие:
Он шёл с антропофагической сессии сытый и, кажется, довольный, вспоминая сопротивление жертвы – это было новое слово в развитии данного вида клонирования, и он по достоинству оценил его. И вдруг он услышал детские голоса. Мальчик и девочка стояли на тропинке и о чём-то громко спорили. Потом они, наверное, поссорились, потому что мальчишка дёрнул девочку за косичку, она обиженно крикнула «Дурак!» и замахнулась на него. Мальчишка побежал прочь, девочка за ним.
Он не знал, зачем свободно раскинул руки навстречу детям и поймал их в свои объятия. Дети были свободны и не оказали никакого сопротивления. Он не знал, почему именно это доставило ему небывалое удовольствие. Он также не знал, что эти дети были последней неисправленной «ошибкой природы»…