Карел Чапек. Призыв к борьбе и мужеству
Лариса Адамова
9 января родился Карел Чапек (1890-1938) — чешский писатель, прозаик и драматург, фантаст.
Кому не известно слово «робот»? Оно является частью лексикона любого современного человека в условиях, роботов конструируют в лабораториях разных стран мира, утраивают выставки и даже соревнования. Однако слово «робот» появилось сравнительно недавно. До 1920 года его не существовало. И родилось оно не в голове изобретателя или ученого — его придумал чешский писатель Карел Чапек, назвавший роботами фантастических персонажей своей пьесы «Р.У.Р.».
Идея искусственно созданного человекопободного существа была настолько выразительно воплощена в этой пьесе, что вскоре слово «робот» вошло во все языки мира и в международный технический лексикон, — случай едва ли не уникальный в истории художественной литературы.
Сын врача, получивший философское образование, К. Чапек отличался широтой интересов и обладал многогранным дарованием. Он был не только писателем. Несколько лет Чапек работал режиссером в театре, много сил отдал газете, неплохо рисовал и иногда сам иллюстрировал свои произведения прекрасно выполненными, всегда немножко лукавыми рисунками. Он увлекался естественными науками и называл современную атомную теорию «величайшим триумфом человеческого интеллекта».
Основным и постоянным предметом размышлений Чапека были противоречия сложной действительности двадцатого века. Его глубоко волновало несоответствие между творческими возможностями человеческого гения, духовной красотой человека в его лучших проявлениях и пороками общественного и международного бытия. Главным выражением несовершенства современного мира были для Чапека войны. Творчество писателя пронизано гуманистической заботой о судьбах человечества и о судьбе каждого отдельного человека.
Перу Чапека были подвластны и поэзия, и драматургия, и проза, малые и большие жанры. В его творчестве мы встретим и лирико-символическую комедию, проникнутую поэзией юности, любви и грустными философскими раздумьями («Разбойник»), и сатирическую пьесу-притчу («Из жизни насекомых»), и юмористический детектив («Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана»), и философско-психологическую повесть («Гордубал», «Метеор», «Обыкновенная жизнь»), и путевые записки, и юмористические очерки («Как это делается»), и сатирические миниатюры — нечто среднее между басней и афоризмом…
В основных романах и драмах Чапека соединились научная фантастика, социальная утопия и сатира. В произведениях Чапека читателя захватывает смелая фантазия автора. В пьесе об эликсире жизни («Дело Макропулос») он создает образ героини, прожившей более трехсот лет и сохранившей внешность юной красавицы. Открытие взрывчатого вещества колоссальной силы и идея расщепления материи положены в основу романов «Кракатит» и «Фабрика Абсолюта». Фантастическая история реликтовых животных, оказавшихся способными к подражанию человеку и создающих свою цивилизацию, составляет сюжетную канву романа «Война с саламандрами».
Но мир неистощимой выдумки одновременно служит у Чапека сатирическим зеркалом уродливых сторон современной жизни, предостережением. С годами сатира Чапека становится все более конкретной и злободневной.
Сатирическая утопия «Война с саламандрами» — блестящий памфлет на человеконенавистническую политику фашизма — стала вершиной творчества писателя.
В середине 30-х годов Чапек создает антифашистскую пьесу «Белая болезнь» — произведение большой обличительной силы.
Чапек говорил, что свои лучшие произведения он напишет после пятидесяти лет. Этому не суждено было сбыться. Он умер в расцвете творческих сил, сорока восьми лет от роду.
Духовным завещанием Чапека стала написанная в год его смерти драма «Мать», героиня которой посылает на защиту Родины своего последнего, младшего сына. В канун фашистской агрессии эта пьеса прозвучала как призыв к борьбе и мужеству.