Другие новости

Трудовая миграция: больное видится на расстоянии

19 октября 2013 18:05
Татьяна Васильева


Когда на твоей улице убивают соседа, а твой район давно превратился в гигантские «задворки» торговой сети мегаполиса, где толпами ходят чужие люди – ходят как дома, но совсем не по-домашнему, потому что приехали сюда не жить, а по-любому заработать, углубляться в анализ корневых причин подобных событий и явлений, что называется, недосуг.

Представьте – оно болит, и «специалисты» говорят, что так надо и вообще оно само когда-нибудь пройдёт. А потом кто-то задевает «болячку» — случайно, но сильно. От такого взвоет самый терпеливый…, что и произошло в Бирюлёво. И тут смешивается всё: ярость против того, кто задел, раздражение против тех, кто не лечил… «Специалисты» обещают изловить и изолировать, болячку смазывают йодом, составляют список необходимых анализов и исследований, уверяя при этом, что лечение-то на самом деле давно уже идёт, да, травматический фактор налицо, но зачем же так орать…

Пациента усмиряют, и он, ещё не отойдя от острой боли, старательно внимает дискуссии «специалистов» и прочих «экспертов», которые призваны составить некий эпикриз, очередной… Кто-то считает, что болячку надо продолжать мазать, кто-то уверен — только резать, кто-то утверждает, что у «специалистов» руки не из того места растут (и их, разумеется, надо заменить другими), кто-то – что у них проблемы с совестью, и т.д. и т.п.

Пациент ждёт, и вряд ли стоит рассчитывать на то, что он в таком состоянии поймёт вдруг природу своего организма и причины, вызывающие появление таких болячек, откроет специальную литературу и углубится в изучение проблемы на клеточном уровне.

Рассчитывать не стоит, но стоит помнить, что общественные болячки плохо лечатся «специалистами», а некоторые не лечатся вовсе. И только сам пациент (страдающая часть общества) способна изменить структуру всего общественного организма так, чтобы появление таких болячек было заблокировано на «клеточном» уровне.

Что такое современная трудовая миграция, вызывающая столь болезненные обострения в обществе? Это неотъемлемая составляющая современного этапа процесса глобализации. Процесс, который сегодня называется глобализацией, неизбежен и неотвратим. Это расширяющееся глобальное обобществление производства, в котором нет ничего неестественного или порочного, если бы оно не сталкивалось с совсем не общественным присвоением/распределением продуктов производства.

Даже если у кого-то аллергия на марксизм, то это противоречие, сформулированное Марксом как основное противоречие капитализма, отрицать невозможно. Противоречие требует разрешения, и пока оно не разрешено, все те явления, которые противоречие вызывает, будут проявляться всё острее, болезненнее и чаще.

Трудовая миграция в том виде, в каком она сегодня происходит в мире, лишь одно из проявлений этого основного противоречия. Основанная главным образом на извлечении всё большей и большей прибыли капиталистическая экономика лишена каких-то нравственных основ – того, что для человека становится всё более важным.

Логика глобальной трудовой миграции схожа с логикой процессов, происходящих в атмосфере Земли, где передвигаются огромные массы воздуха, дуют ветры, случаются бури, ливни и грозы. В атмосфере всё происходит из-за разницы температур, давления, а в глобальной капиталистической экономике причина — в разнице экономического развития, насыщенности ресурсами.

Лишённая всяких сантиментов, питаемая человеческим инстинктом самосохранения, капиталистическая экономика генерирует прибыль, стремясь к максимальной эффективности, предполагающей минимальную затратность. Люди-работники, внешне по доброй воле, а на самом деле руководимые «невидимой рукой рынка», становятся главным ресурсом, из которого добывается прибыль. И если где-то образовались условия для роста прибыли за счёт концентрации работников той или иной квалификации или специализации, то они непременно там появятся. Для процесса извлечения прибыли совершенно неважно, как все эти миграционные движения влияют на самих работников – приезжих или местных, способствуют их деградации или совершенствованию как личностей, улучшают в конечном счёте условия и образ их жизни или ухудшают.

Мало того, если реально отвлечься на всё это от процесса извлечения максимально возможной прибыли, последняя перестанет расти, что поставит под вопрос всю эту систему, какой бы масштаб мы ни взяли.

Показательным представляется замечание столичного градоначальника Собянина, которое он сделал в интервью «Коммерсанту», комментируя события, произошедшие в Бирюлёво. Отвечая на вопрос о закрытии овощной базы в микрорайоне, мэр сказал: «Это частное предприятие, частная собственность. Но я считаю, что владельцы сами виноваты. При таких объёмах оборота, при таких доходах они могли более цивилизованно вести свой бизнес и не доводить дело до такой ситуации. Жадность погубила. Хотели с грубыми нарушениями санитарных норм, трудового, миграционного законодательства отбить побольше бабок — ну и получили то, что получили».

Кто не знает — владельцы, выходцы из Дагестана Алиасхаб Гаджиев и его сводный брат Игорь Исаев, получили от своего бизнеса в Москве уже немало: помимо ЗАО «Новые Черемушки», куда входит база, они являются собственниками плодоовощного комплекса «Зеленоградский», двух рынков — у метро «Теплый Стан» и в подмосковном Ступино, банка РБА, агрофирм в Московской области, Московского комбината шампанских вин и компании РИСП (производителя алкогольной продукции).

Вероятно, наш мэр не может себе представить, что «такие объёмы оборота» и «такие доходы» невозможны без нарушения законодательства, которое писано для отвода глаз, чтоб на него можно было сослаться в период очистки бизнес-территории от последствий очередного социального взрыва. Если бы они вели бизнес «цивилизованно», самому Гаджиеву хватило бы средств на съём однокомнатной квартиры в Бирюлёво, рядом с другими работниками овощной базы, которые при ближайшем рассмотрении оказались бы дружной интернациональной командой, состоящей из самых милых гостей столицы и местных жителей. Почему не так, если бы владельцев заботила не максимальная прибыль, легко добываемая из дешёвого труда полулегальных и нелегальных мигрантов, которые набираются не из самых беспроблемных и милых жителей других регионов и стран, а благополучие работников и всемерное развитие того района, где им однажды страстно захотелось поселиться и открыть свой бизнес? Разумеется, при таком раскладе владельцам базы было бы не до шампанских вин и приобретения прочих объектов собственности.

Но вернёмся на глобальный уровень трудовой миграции. Крупные российские города отличаются лишь некоторыми особыми российскими симптомами. Везде в этом мире, куда съезжаются трудовые мигранты, зреют и прорываются не менее болезненные конфликты. Примеры из европейских стран, где уже давно рухнули все надежды на мультикультурное общество, всем известны. Американский «плавильный котёл» тоже давно уже остыл, так и не представив нам образец идеального общества, где мигранты из разных стран сливаются в бесконфликтную единую нацию.  

Америка и Европа были первыми центрами современного процесса трудовой миграции, который начался ещё в середине прошлого века. Сегодня особенностью миграций рабочей силы в мире стал приток иностранных рабочих в крупные нефтедобывающие государства, но не на добычу нефти, разумеется. Такие страны могут позволить себе не просто использовать прибывающих работников, но и целенаправленно набирать иностранцев на работу – главным образом, низкоквалифицированную и низкооплачиваемую.

Знаете ли вы, что в Саудовской Аравии – крупнейшей нефтедобывающей стране – ещё два года назад мигранты составляли 31% населения? Государство, отличающееся жёстким монархическим режимом, подошло к миграционному вопросу со всей ответственностью. Работников из бедных стран, в том числе из Таджикистана, отбирали тщательно и продуманно, и даже открывали счёта на родине гастарбайтеров, куда переводилась их зарплата. Однако вскоре было принято решение: выдворить 3 миллиона иностранных рабочих из Саудовской Аравии, т.к. мигранты заняли слишком много рабочих мест, подняв в стране уровень безработицы. Сказано – сделано. Сегодня в Саудовской Аравии достигнута ранее установленная квота – 20% мигрантов. И вдруг в 2012 году  арабское издание Elaph сообщает, что, согласно заявлению комитета по иностранным делам Консультативного совета Саудовской Аравии, в стране проживают около 5 млн нелегальных мигрантов, которые совершили до 60% всех преступлений.

Наверное, нелегальные мигранты так не стремились бы туда, где не нужна их дешёвая рабочая сила, и неважно кто стоит у власти в стране – король или всенародно избранный президент. Нелегальность лишь удешевляет ещё больше их труд, что не способствует конечно развитию у них законопослушности и культурного поведения.

С проблемой наплыва мигрантов сталкиваются и такие страны, как Турция. Турецкие власти в прошлом году были обеспокоены нелегальными доходами, которые получали местные работодатели от найма иностранных работников. 100 долларов в месяц с каждого нелегального работника клали себе в карман турецкие бизнесмены – подсчитали специалисты Палаты дипломированных бухгалтеров Стамбула, всего 240 млн долларов в год. Конечно, было бы неплохо, если бы работодатели делились этими деньгами с государством посредством налогов. Однако, имели бы они эту дополнительную прибыль вообще, если бы не нанимали иностранных работников, предлагающих себя по более низкой цене?  

Последние новости приходят из Ливии. Тысячи молодых мигрантов из бедных африканских стран стекаются в Ливию в надежде найти здесь работу или переправиться в Европу. Власти Ливии не в состоянии контролировать миграционный поток, который сильно увеличился после свержения М.Каддафи – передают информационные агентства.

В России находятся политики, которые цепляют к современным проблемам миграции советские корни. Защитники существующей экономической системы готовы протянуть эти корни до ленинской национальной политики. Но массовая трудовая миграция глобальное явление сегодня, а последствия в местах скопления мигрантов везде имеют общий негативный характер – для людей-работников, местных и приезжих, не для бизнеса, который находит в таком свободном, плохо контролируемом рынке трудовых ресурсов огромные преимущества для себя. Пример России, и Москвы в частности, как никакой другой близок и нагляден – огромные доходы бюрюлёвских бизнесменов ленинской национальной политике не приписывают. Про Ленина не вспоминают и тогда, когда бизнес лоббирует законы, максимально ослабляющие контроль за его деятельностью. Именно такой закон, предписывающий лишь один раз в три года, заявляться с проверкой (зачастую формальной) на частные предприятия, действует у нас сегодня.

Корни социальных конфликтов любого содержания лежат глубоко, но залегают в современной экономической системе, а не в истории. На историю можно кивать, но поменять её невозможно. Перестроить экономическую систему некоторым представляется тоже нереальным. Но такие представления лишь способствуют сохранению системы существующей, а по сути, прямо направлены на её укрепление.  

Трудно рассчитывать на то, что страдающие от социальных конфликтов, подобных бирюлёвским, вдруг разом сами поймут, что укрепление этой системы не избавит от подобного в будущем или неминуемо обострит другие проявления этой структуры. Но без осознания этого прогрессивным большинством исправить в лучшую сторону ничего нельзя. «Специалисты», берущиеся лечить общество от социальных болячек, одновременно являются прорабами, занимающимися ремонтом и укреплением существующей экономической системы. Заказчиком этих работ является крупный бизнес, для которого сохранение этой системы – залог выживания и усиления власти.

Важно понять и то, что для осуществления ремонтных и укрепительных работ используются наши же руки и головы, будь мы из среды нуждающихся мигрантов или относительно благополучных местных работников.

Убийства местных жителей, ответные погромы, закрытие баз, разработка квот – бизнес, занимающийся только извлечением прибыли, от этого никак не пострадает. И нам не раз ещё придётся в этом убедиться.

10 комментариев
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU